Вівторок, 19 Березня

Музыкальный продюсер и композитор, университетский преподаватель и аранжировщик, автор музыки к кинофильмам и хореографическим постановкам, но прежде всего – один из величайших исполнителей всех времен на табла[1]. Таков в нескольких словах портрет харизматичного перкуссиониста и мультиинструменталиста Устада Закира Хуссейна, руки которого, за неумолчную живость, техническую виртуозность и врождённую амбидекстрию[2], нередко удостаиваются эпитета «говорливые»[3].

Читайте также: Погружение в индийскую классику: Рави Шанкар

Закир Хуссейн / photo by Susana Millman / mamarazi.com

Для нас музыка – это жизненный путь. Мы растём с музыкой, с ней едим, пьём, спим. Музыканты не ограничены ни религиозными, ни духовными, ни какими-либо другими рамками. Они живут своей жизнью так, как диктует им музыка. Если музыке угодно, чтобы я относился к человеку определённым образом, то так оно и будет. Если музыке угодно, чтобы моя жизнь текла в определённом русле, то так тому и быть.
Закир Хуссейн

Читайте также: Анурадха Пал: разрушительница стереотипов

Закир Хуссейн (род. 9 марта 1951 г.) приходится сыном знаменитому мастеру игры на табла Алла Ракхе, который наряду с Рави Шанкаром, Али Акбар Ханом, Харипрасадом Чаурасией, Шивкумаром Шармой и другими прославленными исполнителями из Индии, совершил в 60-е годы революцию в сознании западного слушателя в отношении к индийской классике. Закир Хуссейн не только продолжил дело своего отца, популяризируя табла, как классический инструмент, но и ввёл его – через многочисленные мультикультурные коллаборации – в восприятие любителей джаза, рока и фьюжна. В 19-летнем возрасте Закир совершил американский тур с виртуозом игры на ситаре Рави Шанкаром. «Когда я впервые приехал в США в 1970 году, – вспоминает Закир, – я не играл ничего, кроме индийской классической музыки. Я приехал на гастроли с Рави Шанкаром. Обычно с ним играл мой отец, но в тот момент он не очень хорошо себя чувствовал, и мне пришлось заменить его. Всё закончилось тем, что я остался в Америке и в течение четырех или пяти лет играл концерты индийской классической музыки с Али Акбар Ханом, его сыном Ашишом, Рави Шанкаром и другими. Затем я начал сотрудничать с Микки Хартом, Джоном Маклафлином…»[4]

Читайте также: Харипрасад Чаурасия: гуру бансури

Кстати, именно Маклафлин (известный также как Махавишну[5] Джон Маклафлин и считающийся одним из пионеров жанра уорлд-мюзик) в 1974 году предложил Закиру Хуссейну, а также его индийским коллегам по музыкальному цеху, таким как Лакшминараяна Шанкар (скрипка), Викку Винаякрам (гхатам[6]) и Рамнад Ражхаван (мриданга[7]), создать группу Shakti, ставшую в последствии легендарной. Проект был настолько популярен, что в конце 90-х Маклафлин и Хуссейн снова объединили усилия, собрав фьюжн-коллектив Remember Shakti, к которому присоединились выдающиеся индийские музыканты – У. Шринивас (электромандолина), В. Селваганеш (канджира[8], гхатам, мриданга), Шанкар Махадеван (вокал), Шивкумар Шарма (сантур[9]) и Харипрасад Чаурасия (бансури[10]). Соответственно, состав участников расширился, изменилось звучание, подход к исполнению, больше времени стало уделяться солирующим партиям.

Читайте также: У. Шринивас: Моцарт индийской классики

Для полноты картины, среди тех, кто активно сотрудничал, записывался и гастролировал с Закиром Хуссейном, следует вспомнить таких исполнителей, как гуру джаза – Ян Гарбарек, Пат Мартино, Билли Кобэм, Питер Эрскин, Фэроу Сандерс, Чарльз Ллойд; фолк и рок-звёзды – Бела Флек, Ван Моррисон, Карлос Сантана, Джордж Харрисон; маэстро индийской классики – Викку Винаякрам, Упалаппу Шринивас, Амджад Али Хан, Султан Хан; выдающиеся перкуссионисты – Аирто Морейра, Глен Велез, Трилок Гурту, Джованни Идальго. Это лишний раз подтвердило, тот факт, что табла – универсальный инструмент. «Табла, – по мнению Хуссейна, – может легко вписаться в музыку практически любого стиля… Для ритмического инструмента гораздо проще влиться в любую музыку, чем для мелодического. Таким образом, имея за плечами опыт музицирования в Индии и будучи достаточно молодым, чтобы не быть связанным жесткой дисциплиной классического наследия, я был способен «вписаться» в любую музыку».

Читайте также: Бхаджан Сопори: маэстро сантура

Приятным для Закира Хуссейна фактом является то, что кроме признания его уникальных способностей в кругу профессиональных музыкантов, его жизненная позиция была отмечена на государственном уровне. Так, в 1988 году в знак признания его выдающегося вклада в области искусства и образования Закир был награжден Падма Шри[11], а позже в 2002 году – Падма Бхушан[12], став самым молодым перкуссионистом, удостоенным подобных почестей от индийского правительства. Льющиеся, как из рога изобилия, всевозможные награды и премии (в том числе, две Грэмми и многократные признания “Лучшим перкуссионистом планеты” от влиятельных музыкальных изданий), к счастью, не стали для музыканта камнем преткновения в творчестве и жизни, которые для него переплетены воедино. Закир признается, что его жизнь «на 99.9% находится под влиянием музыки», поэтому кроме сочинительства и записи альбомов на культовых мировых студиях звукозаписи (ECM, Virgin, Chhanda Dhara и др.) табла-маэстро занимается продюсированием (создав собственный лейбл Moment Records), музыкальным преподаванием в университетах Мумбаи и Сан-Франциско, активно записывает саундтреки к кинофильмам, в некоторых из них появляясь в качестве актёра.


  • Официальный сайт Закира Хуссейна: zakirhussain.com
  • На титульном фото: Закир Хуссейн / photo from otazoarts.com

[1] Табла – небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустани, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара Великого, третьего падишаха Империи Великих Моголов, жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

[2] Амбидекстрия (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.

[3] См. документальный фильм идийского режиссёра Сумантры Гхошала «Говорливые руки: Закир Хуссейн и искусство индийской перкуссии» (The Speaking Hand: Zakir Hussain and the Art of the Indian Drum, 2003).

[4] Здесь и далее цитаты из интервью «Закир Хуссейн: сказание о табла» (Zakir Hussain: A Tale of Tabla), взятого Скоттом Робинсоном у Закира Хуссейна для журнала Modern Drummer.

[5] Махавишну (или Маха-Вишну) – одна из ипостасей Вишну, верховного Бога в вайшнавской традиции индуизма. В тексте «Сатвата-тантра» описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей.

[6] Гхатам – южноиндийский барабан, музыкальный глиняный инструмент в виде горшка, первые упоминания о котором восходят к древнеиндийскому эпосу «Рамаяна». Он используется, как правило, в качестве ритмического сопровождения других инструментов, иногда вместе с табла. Есть два вида гхатамов – Мадрасский, более легкий, и Манамадурайский – тяжёлый, издающий низкий звук. Мадрас (Ченнай) – это столица Тамил Наду, южноиндийского штата, Манамадурай – город на юге этого штата.

[7] Мрида́нга — индийский музыкальный инструмент (барабан), распространён в основном в Южной и Восточной Индии. В индуистской религиозной традиции гаудия-вайшнавизма почитается как один из восьми священных музыкальных инструментов. По их учению, дающая более низкий звук левая сторона мриданги олицетворяет безграничную силу и мощь Бога, ведущая правая, с высоким звуком, — олицетворяет энергию наслаждения Бога. Корпус мриданги — это сам Бог, а 32 ремешка, соединяющих мембраны инструмента и служащих для настройки барабана, — это 32 слога мантры «Харе Кришна», состоящей из имён Бога. Этот инструмент специально предназначен для прославления Бога. Считается, что на мриданге можно извлечь более сотни разнообразных звуков.

[8] Канджира — ударный музыкальный инструмент, бубен, используемый в южноиндийской музыке. Имеет высокий звук. Известен не так давно, в классической музыке используется с 1930-х гг. На канджире обычно играют в ансамбле народных инструментов, с мридангой. Мембрана канджиры изготовлена из шкуры ящерицы.

[9] Сантур — струнно-ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Индии, Иране, Ираке, Турции и других странах Востока. Сантур имеет трапециевидный деревянный корпус, части которого изготавливаются из отборного орехового дерева, а колки и струнодержатель — из металла. Особенность сантура в том, что на нём играют двумя лёгкими молоточками — мизрабами. Поэтому он считается как струнным, так и ударным инструментом. В индии Сантур еще называют «шата-тантри вина», что означает сто-струнная лютня. Сантур имел большую популярность в среде суфиев, он был неотъемлемой частью суфийской традиции sufiana kalaam — традиции чтения духовных стихов под музыкальный аккомпанемент.

[10] Ба́нсури — индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями. Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее распространена в индийской классической музыке. Бансури под названием «вену» почитается как божественный инструмент Кришны. В индийской мифологии упоминается, как мелодии, исполняемые Кришной на флейте, привлекали и очаровывали не только женщин, но и животных.

[11] Падма Шри — четвёртая из высших гражданских государственных наград Индии (после Бхарат Ратна, Падма Вибхушан и Падма Бхушан). Вручается правительством Индии как знак признания выдающегося вклада гражданина в той или иной области (искусство, образование, промышленность, литература, наука, спорт, медицина, социальная работа).

[12] Падма Бхушан — третья из высших гражданских государственных наград Индии (после Бхарат Ратна и Падма Вибхушан). Вручается правительством Индии как знак признания выдающегося служения нации в любой области.



Исполнитель: Zakir Hussain
Альбом: Distant Kin
Лейбл: Moment Records
Дата релиза: 25 сентября 2015



Исполнитель: Zakir Hussain
Альбом: Celebrating the Legend
Лейбл: Music Today | Living Media India Ltd.
Дата релиза: 09 марта 2016
concert

Zakir Hussain & Rakesh Chaurasia – Live at EtnoKraków Festival (2015)


Исполнители: Закир Хуссейн – табла, Ракеш Чаурасия – бансури
Место проведения: Краков (Польша), фестиваль этнической музыки EtnoKraków
Дата концерта: 08 июля 2015


Share.
Leave A Reply Cancel Reply