Виталий Зимаков «песня майи дерен»

0
Виталий Зимаков родился в Москве в 1983 году. Публикации в бумажных и сетевых литературных журналах «Волга», «Двоеточие», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Новый Берег», «Цирк „Олимп“ + TV», «TextOnly», на сайтах «Полутона», «Litcentr» и др. Впервые на «Солонеба» засветился в поэтической антологии «плавный герой».

Читайте также: Елена Георгиевская ‘Inkvember’ (прозаические миниатюры)


песня майи дерен[1]

в заброшенных строениях у леса

***

сентябрь это песня майи дерен
о морской гальке в голове о камнях в постели
ещё о чём споём забудем здесь скажи на милость
притворилось облако дверью в дом приотворилось
дребезжание хлынуло одного о другой воздух
бабочки-однодневки монотонная поступь
отливы приливы осколки облака двери
сентябрь это песня майи дерен

***

полезай моя радость в медвежий мешок
чёрной птицей на ветке останься стеречь
по углам страх заветный и пустоту
гаснет свет на реке скармливая себя и объедки
под шумок хтонический в доме идёт снежок
рядом в землю лечь не об этом речь
стану скрипом петель дверных чуть подрасту
чёрной птицей на ветке

***

контур капли застывшего ливня в фонарном луче
луча пропитавшего асфальт и в частности
пробивающих асфальт растущих на ощупь
одуванчика или какого-нибудь подорожника
контур стружки ливанского кедра с подсохшей цедрой
стихов про зубные импланты и опиаты в моче
информационно-аналитических систем безопасности
полётов над городом-героем и городом попроще
голубиные перья в бронзовых волосах художника
контур снявшего их ветра

***

лес зазубренным лезвием глухим ограждены лесом
городки вслепую нагромождённых прорезей-песен
анатомический атлас рек и притоков на всех экранах
пояском меандровым затянувшаяся рана
лепестком-бритвочкой червеют холодом вплавь
песком сплавляются плеском каменной реки

***

в поезде москва-хмельницкий в самолёте кишинёв-стамбул
в заброшенных строениях у леса или в трубе аппарата мрт
горловое пение и бубнёж машины заполнят утробу-трубу
где твоя милость ни свет ни заря всё зря где твоё каратэ
приоткрытая дверь в стене из зимней песни иоселиани
под индастриал-нойз присмотри за мной басовой струной
рвущиеся на деревьях обноски зданий
ночью в лесу поздней осенью утром ранней весной

***

разрешается подавать сигналы тревоги
перевернитесь на спину машите руками
чтобы вас заметили кричите как можно
громче смиренно принимая замечания
простите не следует допускать бесчинных
воплей использовать аварийно-спасательное
оборудование без соответствующих указаний
экипажа текст содержит прямые цитаты про-
глянет кострище пустите детей и не препятствуй-
те им играть вблизи высоковольтных линий
недостроенных и заброшенных направление
можно определить по компасу звездам
ориентирам на берегу невольных ошибок
тихим голосом подальше от
незамерзшей реки
или полыньи

***

снег в алма-ате который день
рассказывает бабушка новости от родственников
вспоминал почему-то фотографии гюлера
его стамбул зимой
а сейчас увидел в ленте что вчера он умер
слышится из стекла на улице истикляль
через заснеженный галатский мост
в районе фатих два трамвая под снегом

***

на алебастровое поле
бельмо проектора чадит
не всхлип но мелко рубленное
покашливание по тем временам
большая редкость как проспимся
сестра лесничий брат сыра земля
в простодушии споём пожалуй
кому попало прямо скажем
пробитой голове всё нипочём

Фото Виталия Зимакова (из личного архива автора)

***

с утра оставил велосипед у станции
возвращался ближе к вечеру снег видимо
не закончится никогда и впереди снова
разбитые стёкла обледеневших деревьев
у сетчатого забора махровым полотенцем
с налипшими хлопьями наснеженную улицу
фотографируют прохожие не предмет разговора
присущий ему ассоциативный ряд пресуществление
аттракцион детская железная дорога
микроколейка вокруг океана талого снега
на островке несколько рыжих уток
занимаются конечно своими делами

***

велосипедные камеры взрывались на жаре
высохшие кусты цеплялись по углам паутины
за просмоленные ряской бока степного водоёма
работа как работа не хуже других

в бликующем окне растворённых окон
бельё развешанное на фоне развалин
сторонник иллирийских произносишь
диким кустарником произрастаешь
плющом по стене нащупывая
выключатель

***

осложнение после операции
дворняга через abbey road
сосед просит немного побыть с ним
после недельного запоя рассказывает
про одноклассника что уехал в донецк
год назад и застрелился там счетовод
счетовод говорит захлебнулся
уходишь в лес возвращаешься
из леса

***

окрик по образу и подобию плеска
в дребезге дыма облик теряет резкость
ничего в отместку взамен не помнил
помогал оголённые распутывать корни
деревьев под навесом разноцветных лодок
на остатках фундамента берёз и осин
выросших на месте поселения из руин
клубнями в землю сгоревших облак

***

в руинах лодочной станции потеряла ключ-карту
дети нашли мёртвую ворону похоронили за гаражами
полевые цветки лоскутки игрушки ситуативный уют
по часовой стрелке на чулке вниз дни одинаковые
как фотографии чужих детей по одному стандарту
как лодки сложенные друг на друга ровными рядами
в середине дня посреди весны в сердцевине плывут
между тем что осталось от пирса чёрные кряквы

***

на последнем этаже завода механической игрушки
предрассветный цех по производству полуфабрикатов
первый магистральный тупик дом пять из коридора
сандаловым дымком кришнаиты роняют подносы
от ветра гулит из сугроба машина без стёкол
принт с цитатой из канона парфения уродивого
тушами униформа на крючках и забытые вещи

***

покривить душой отдышаться землёй кипящей
вязче дыхание по камням болоту бурелому
с компасом и навигатором сложно заблудиться
на твоих картах маршруты здесь совсем другие
высохла река лесом стало то что было редколесьями
ещё светло и почти нет ветра в хвойной чаще
всласть буреломами просквозить к дому-дому
из польских цыган в неполные тридцать
из отделения ожоговой хирургии
со своими песнями-песнями


  • На титулке: Виталий Зимаков (фото из личного архива автора)
notes

[1] Майя Дерен (16 апреля 1917, Киев — 13 октября 1961, Нью-Йорк; имя при рождении – Элеонора Соломоновна Деренковская) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда. Родилась в семье психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Марии Фидлер; названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1922 году вместе с родителями переехала в США. В 1924 году отец сократил семейную фамилию до Дерен. С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов (позже, в 1950-х, некоторое время жила на Гаити). В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром Александром Хакеншмидом (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино. В 1943 году занялась кино и официально изменила имя на Майя (именно Хакеншмид придумал Элеоноре псевдоним Майя — говорил, что так звали мать Будды). В эти годы общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин, Грегори Бейтсоном, Энтони Тюдором. Умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с крайней степенью истощения и употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи.

tags
Поделиться:

Оставить сообщение