Вівторок, 19 Березня

Музыка, которую он исполняет, создавалась и почиталась столетиями. Тумани Диабате – один из самых выдающихся музыкантов мира, и, безусловно, в числе наиболее плодотворных и успешных исполнителей африканского континента. Он виртуозно играет на коре, которую часто называют 21-струнной западноафриканской арфой. Тумани больше, чем кто-либо другой из одаренных користов, популяризирует этот инструмент среди аудитории по всему миру. Он, как Прометей, дарит людям музыкальное пламя искусства своего народа. Его талант и творческий потенциал наглядно демонстрируют публике, что кора вполне может тягаться за звание лучшего инструмента планеты.

Тумани Диабате в студии Afrika Studio (Бамако, Мали) / photo by Malick Sidibé

Тумани Диабате родился в 1965 году в столице Мали Бамако, в семье гриотов, чья родословная насчитывает более семидесяти поколений музыкантов. Поэтому все родственники, так или иначе, причастны к музыке. Его двоюродная сестра Сона Джобарте стала первой женщиной користкой из семьи гриотов, а младший брат Мамаду Сидики Диабате – тоже видным мастером игры на этом инструменте. Мать Тумани – певица Нене Койта. А его отец, Сидики Диабате-старший, был настоящей легендой Западной Африки. Его называли «королем коры» за виртуозный и уникальный стиль игры, отголоски которого слышны и в работах Тумани. Западноафриканские гриоты – это не просто профессиональные музыканты, это представители особой социальной касты, хранители устных традиций, передающие своим чадам богатое культурное наследие своего народа.

Читайте также: Сона Джобарте: наследница традиций гриотов

Несмотря на музыкальное окружение, в котором рос Тумани, он был самоучкой. Мальчик никогда не получал уроков игры у своего сурового отца, только слушал и внимал, как тот играет. Он взял в руки кору в неполные пять лет. Как раз в то время малийское правительство внедряло активные программы по поддержке национальных культурных традиций, поощряя ансамбли, играющие народную музыку. В один из таких коллективов из города Куликоро (около 60 км к востоку от Бамако) и был приглашен Тумани, когда он стал постарше. В составе это ансамбля состоялся его успешный сценический дебют. Тогда юному користу было всего 13. Позднее Тумани Диабате присоединился к группе талантливых молодых музыкантов, которые аккомпанировали великой малийской диве Кандии Куяте.

Всего за несколько часов Тумани записал свой дебютный сольный альбом Kaira, – первый в истории диск, где звучит только кора… Мощный, цепляющий за живое и полный захватывающих импровизаций, этот альбом сделал 21-летнего музыканта звездой у себя на родине и востребованным исполнителем на международном уровне.

Читайте также: Бако Даньон: божественная выделенка
Обложка альбома Kaira (1987)

Он впервые попал в Европу в 1986 году в составе ансамбля, сопровождавшего известного малийского певца Усмана Сако. Закончилось все тем, что Тумани остался в Лондоне на целых семь месяцев. В этот период он засветился на альбоме Ba Togoma в числе музыкантов ансамбля своего отца, а затем сумел заключить контракт с лейблом Hannibal и всего за несколько часов записал свой дебютный сольный альбом Kaira, – первый в истории диск, где звучит только кора. Мощный, цепляющий за живое и полный захватывающих импровизаций, этот альбом сделал 21-летнего музыканта звездой у себя на родине и весьма востребованным исполнителем на международном уровне. Kaira до сей поры остается бестселлером. Тогда у молодого артиста нарисовался довольно плотный концертный график, включавший и выступление на фестивале WOMAD, которое стало хорошим толчком для его дальнейшей карьеры.

Читайте также: Тумани и Сидики Диабате: эхо семи столетий

Пребывание в Великобритании существенно расширило его познания о мире музыки за пределами Мали, ведь он имел прекрасную возможность общаться и работать в неформальной обстановке с музыкантами самых разных жанров. Будучи по натуре экспериментатором, Тумани никогда не упускал случая окунуться в музыкальные воды других стилей. Знаковым стало его сотрудничество с испанской фламенко-группой Ketama и британским басистом Дэнни Томпсоном, с которыми он записал два замечательных альбома: Songhai в 1988-м и Songhai 2 в 1994-м.

Обложка альбома Shake The Whole World (1992)

Его следующим шагом по расширению стилистических границ стало создание группы Symmetric Orchestra, название которой отражает идеальный баланс или «симметрию» между старинной народной и современной музыкой. В состав коллектива вошли исполнители из родственных стран. Ведь Сенегал, Гвинея, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар и Мали некогда были частью одной средневековой империи Манде, и у Тумани родилась идея воссоздания культурного равновесия в рамках современного музыкального контекста. Название новоиспеченного оркестра впервые было использовано на релизе, озаглавленном Shake The Whole World. Этот альбом, записанный вместе с японским мастером игры на кото Брайаном Ямокоши, был выпущен в 1992 году ограниченным тиражом только в Японии и Мали. В последующие годы участники группы Symmetric Orchestra постоянно поддерживали связь, и коллектив продолжал развиваться и расти. Кульминацией этого развития стал выход нашумевшего альбома Boulevard de l’Indépendance в 2005-м, после релиза которого, музыканты отправились в продолжительное мировое турне.

Читайте также: Тунде Джегеде: объять необъятное
Тумани Диабате / photo by Nora Lorek

В период 1990-х Тамани активно выступал на фестивалях и концертах по всему миру, делая все возможное, чтобы привлечь интерес публики к музыке Мали в целом и к коре в частности. Ни на миг не прекращая попытки заглянуть за жанровые горизонты, музыкант опробовал тип инструментального ансамбля, играющего смесь джаза, джугалбанди и музыки гриотов. Результатом этого стилистического слияния стал альбом Djelika, увидевший свет в 1995-м. В этой работе приняли участие блестящий мастер игры на нгони Бассеку Куяте и виртуоз балафона Келетигуи Диабате.

Читайте также: Бассеку Куяте и древний инструмент силы
Обложка альбома New Ancient Strings

На закате тысячелетия, в 1999 году, Тумани записал дуэт на коре вместе с Баллаке Сиссоко. Их уважаемые отцы в 1970-м выпустили классический альбом Ancient Strings, поэтому свой новый диск сыновья назвали New Ancient Strings. Это была их дань уважения оригинальной записи и попытка донести материал до современной аудитории. Кроме того, как у себя на родине, так и за рубежом, Тумани принимал участие во множестве проектов. Он гастролировал с Салифом Кейта и сыграл на двух его прославленных альбомах: Papa и M’Bemba. Тумани был частью межнационального проекта британского музыканта Дэймона Албарна ‘Mali Music project’ и помогал в записи альбома Кассе Мади Диабате Kassi Kasse, получившего номинацию на премию Grammy в 2004-м. Для песни ‘Hope’, вошедшей в альбом Volta исландской певицы Бьорк, Тумани записал партию коры, что собственно и привело его в качестве почетного гостя на британский фестиваль Glastonbury.

На закате тысячелетия Тумани записал дуэт на коре вместе с Баллаке Сиссоко. Альбом New Ancient Strings стал с одной стороны данью уважения их уважаемым отцам, которые в далеком 1970-м выпустили классический альбом Ancient Strings, а с другой – попыткой донести исторически ценный материал до современной аудитории…

Читайте также: Баллаке Сиссоко: с корой по жизни
Обложка альбома Kulanjan (1999)

Африканцы утверждают, что блюз родом из Африки, поэтому сотрудничество Тумани с американским блюзменом Тадж Махалом стало вполне закономерным продолжением его музыкальных изысков. В записи их новаторского альбома Kulanjan также приняли участие Баллаке Сиссоко и Кассе Мади Диабате. Над своим следующим диском MALIcool Тумани работал вместе с американским джазовым тромбонистом Росвеллом Раддом. Очередной сольник Тумани The Mandé Variations, релиз которого состоялся в 2008-м, ознаменовал возвращение к акустическому звучанию. Эта работа стала первым сольным альбомом на коре со времен его инновационного дебюта Kaira. The Mandé Variations был удостоен номинаций на Grammy и NAACP Image Award.

Читайте также: Баллаке Сиссоко и Венсан Сигаль: кросс-культурный трип

За свой неутомимый труд на поприще развития и пропаганды национальных традиций Тумани давно уже стал пользоваться особым признанием и уважением. Он – президент и руководитель Mandinka Kora Productions, организации, проводящей семинары, фестивали и различные культурные мероприятия, которые знакомят людей с малийскими обычаями. В бамакской Консерватории искусств, культуры и мультимедиа Баллы Фассеке Тумани – преподаватель современной и народной музыки, а также игры на коре. В 2004 году на фестивале Mawazine, организованном королем Марокко Мохаммедом шестым, Тумани вручили приз ЮНЕСКО Zyriab des Virtuoses. Он стал первым чернокожим африканцем, который получал когда-либо эту награду. В декабре 2008 года Тумани был назначен послом доброй воли ЮНЭЙДС (объединение организаций ООН, созданное для борьбы в глобальном масштабе с эпидемией ВИЧ и СПИДа и ее последствиями). А в марте 2014-го лондонская Школа восточных и африканских исследований наградила Тумани Диабате почетной степенью доктора музыки в знак признания его масштабной работы по популяризации коры и традиционной музыки Мали во всем мире. Ранее из музыкантов только пианист Даниэль Баренбойм был удостоен подобной чести.

Читайте также: Куяте-Неерман: от магии предков к духу современности
Обложка альбома In the Heart of the Moon (2005)

Отдельной строки заслуживает сотрудничество Тумани со своим соотечественником, певцом и инструменталистом Али Фарка Туре. Их первый совместный альбом 2005 года In the Heart of the Moon, в записи которого также принимал участие Рай Кудер, получил премию Grammy в категории «Лучший альбом этнической музыки». Сольный диск Али Фарка под названием Savane, выпущенный год спустя, тоже не обошелся без великолепной коры музыканта. Тумани Диабате аккомпанировал певцу в его последнем турне, которое состоялось летом 2005 года. Именно тогда музыканты провели три дня в лондонской студии, записывая альбом Ali and Toumani, собравший впоследствии целый ворох восторженных рецензий. Он вышел в свет уже в 2010-м, четыре года спустя после смерти Али Фарка. Вслед за релизом альбома Тумани со своей группой выступил с серией концертов, организованных, чтобы почтить память выдающегося музыканта. На этом турне под названием ‘The Ali Farka Touré Variations Tour’ исполнялись интерпретации композиций певца.

Читайте также: Секу Кейта: мир на 22 струнах

Идея альбома AfroCubism изначально была концепцией для диска Buena Vista Social Club. Планировалось объединить в одном проекте лучших музыкантов из Кубы и Мали, включая, разумеется, и самого Тумани. Но тогда, в 1996 году, малийским исполнителям по каким-то причинам отказали в визах, и на Кубу они так и не попали. В результате альбом The Buena Vista Social Club все же был записан, правда, в совершенно ином ключе. Он, безусловно, заслуживает пристального внимания, но это уже будет совсем другая история. Продюсеру Нику Голду с лейбла World Circuit, который организовывал этот проект, позднее все-таки удалось собрать в одной студии оригинальный звездный состав кубинцев и малийцев. После нескольких вдохновленных сейшенов совместный альбом Afrocubism, записанный музыкантами с двух разных континентов, был готов. Правда, свет он увидел уже в 2010-м, на 14 лет позже, чем планировалось. После реализации этого задержавшегося проекта Тумани Диабате занялся очередной коллаборацией, на этот раз с бразильскими исполнителями Арналдо Антунесом и Эдгардом Скандуррой. Результат их сотрудничества можно услышать в альбоме A Curva a Cintura.

Читайте также: Кассе Мади Диабате: снова в седле

А затем, в марте 2012 года, в Мали случился кризис. Тумани был глубоко поражен, узнав о военном перевороте в стране. Новость настигла его на пути в Уэльс, куда он ехал поработать с арфисткой Кэтрин Финч. Самым печальным и шокирующим оказалось то, что с приходом нового правительства в двух третях северной части страны музыка оказалась под запретом. Исламский мятеж и переворот в Мали стали главным импульсом для решения Тумани выпустить альбом в дуэте со своим сыном Сидики Диабате, который уже успел прославиться на родине, как артист хип-хопа. Увлечение современным жанром при этом отнюдь не мешает 24-летнему музыканту поддерживать семейные традиции. Он прекрасно играет на коре. Диск Toumani & Sidiki был записан исполнителями в лондонской студии RAK studios и появился в продаже в мае 2014-го.

Читайте также: Фатумата Диавара: красота по-африкански

Расхожий афоризм, что «все гениальное – просто», очень напрашивается для характеристики этой изумительной работы. Нет, нет, как раз на коре играть совсем непросто. К слову сказать, она довольно сложна для обучения. Речь о том, что здесь просто, без всяких прикрас, записан музыкальный диалог между двумя инструментами. Нет никакого дополнительного аккомпанемента, ничего. Только две коры и волшебные звуки музыки, которые с гениальным мастерством извлекают из этих инструментов потомственные музыканты, – отец и сын. При помощи этого альбома Тумани не только намеревался представить миру 72-е поколение гриотов семьи Диабате в лице своего сына Сидики-младшего. Он хотел продемонстрировать позитивную сторону Мали, доказать, что самые ценные активы державы – это ее музыка и культура. И доступ к этим невероятным богатствам, способным сплотить людей разных убеждений и веры, должен быть всегда открыт.

Читайте также: Нико Мьюли: игра в классику
Обложка альбома Kôrôlén (2021)

В 2017 году Тумани, его сын и популярная малийская певица Фатумата Диавара приняли участие в проекте Матье Шедида LAMOMALI, более известного в среде меломанов как -М-. Предваряя выход их совместного альбома Матье Шедид анонсировал его следующим образом: «Мы все связаны. Атомами и звездной пылью, сердцами и умами… Своей природой. Вселенной. Музыкой». Лонг-плей стал мультиплатиновым и концертный тур в его поддержку прошел по многим крупным европейским городам, собирая до отказа набитые стадионы. А недавно случилось еще одно радостное событие – сбылась давняя мечта Тумани записать альбом с симфоническим оркестром, чтобы донести красоту игры на коре до широкого круга ценителей классики. Вышедший в конце апреля 2021 года на лейбле World Circuit диск Kôrôlén был записан в тандеме с Лондонским симфоническим оркестром под управлением дирижера Кларка Ранделла. Партии аранжировок доверили именитым композиторам – Нико Мьюли и Яну Гардинеру. «Этот проект начался более 2000 лет назад, – сказал Тумани, презентуя новое детище. – Моей мечтой было, чтобы музыка, исполняемая на коре, музыка народа манде, зазвучала в классическом ключе, совместно с оркестром». Не зря говорят: мечты сбываются – надо только захотеть.


  • Официальный сайт Тумани Диабате: toumani-diabate.com
  • На титульном фото: Тумани Диабате / photo by Richard Saker
albums


Исполнитель: Toumani Diabaté & Sidiki Diabaté
Альбом: Toumani & Sidiki
Лейбл: World Circuit
Дата релиза: 05 мая 2014


Исполнитель: Toumani Diabaté
Альбом: The Mande Variations
Лейбл: World Circuit
Дата релиза: 25 февраля 2008

videos
concert

Toumani Diabaté & Kayhan Kalhor – Live at Morgenland Festival Osnabrück (2017)


Share.
Leave A Reply Cancel Reply