Знаковые альбомы музыки мира 2015

0
Глобальные перемены с нашим сознанием произошли. Продолжают происходить. Осознанность – возможно, единственная реальная цель общества, частью которого мы являемся. И музыка мира образца 2015-го, проникшая в наши жилые пространства и наполнившая внутренние, помогла нам приблизить момент «вечного сияния чистого разума». Музыкальные потоки (читай – альбомы), как и полагается метакультурным информационным родникам, текут в произвольном порядке, создавая неповторимую, красочную и, при этом, целостную картину.

Anoushka Shankar — Home

Anoushka Shankar - Home
Лейбл: Deutsche Grammophon
Дата релиза: 10 июля 2015

Кто и о чём: Американская ситаристка и композитор индийского происхождения Анушка Шанкар – дочь легендарного музыканта Рави Шанкара и Суканьи Раджан, сестра Норы Джонс (по отцу). В музыкальном плане, в отличии от сестры, является прямой продолжательницей дела своего отца. Её стихия — индийская классическая музыка, которой с девяти лет Анушку обучал Рави Шанкар. В качестве классической исполнительницы она дебютировала в 13 лет. Много экспериментировала со звуком, соединяя индийскую классику с западной, а также с фламенко, джазом и электроникой. При этом Анушка регулярно возвращалась к истокам. Альбом Home («Дом») — как раз образец индийского классического искусства в чистом виде, демонстрирующий широкий спектр возможностей ситара и монументальную красоту раги.

Почему: Даже если у вас ранее не возникали мысли о погружении в таинства и тонкости индийской музыкальной культуры, после прослушивания раг в исполнении Анушки Шанкар желание приблизиться к истокам этого культурного феномена, безусловно, проснётся.


Ballaké Sissoko & Vincent Ségal — Musique de nuit

Musique de nuit - cover
Лейбл: Nø Førmat!
Дата релиза: 04 сентября 2015

Кто и о чём: Когда малийский виртуоз коры Баллаке Сиссоко и французский виолончелист Венсан Сигаль в 2009 году выпустили свой первый совместный альбом Chamber Music («Камерная музыка») они, по сути, застали музыкальный мир врасплох. Всё в этом дуэте было неожиданным: чередование сакральной камерности и бравурной возвышенности; взаимопроникновение древних мелодий западноафриканских гриотов и барочной европейской классики; слияние звонкоголосого, переливного журчания коры и протяжного, загустевающего в воздухе, дыхания виолончели. Альбом Musique de Nuit («Музыка Ночи») – долгожданное продолжение совместных экспериментов.

Почему: Едва ли не единственная возможность испытать завораживающий кросс-культурный трип, стать свидетелями ночного джем-сейшна и пережить акустическое путешествие в самое сердце Сахары в компании двух искусных мастеров звука.


Natacha Atlas — Myriad Road

Natacha Atlas - Myriad Road
Лейбл: Universal Music
Дата релиза: 23 октября 2015

Кто и о чём: Бельгийская певица Наташа Атлас прославилась на весь мир необычным слиянием в своём творчестве арабской и североафриканской музыки с джазом и электроникой, назвав свой экзотический стиль «ша’аби модерн». Полуеврейка, полуарабка, она сделала свои первые шаги к музыкальному олимпу через марокканский квартал Брюсселя со всем его культурным многообразием. Еще подростком Наташа переехала на родину Уильяма Шекспира. Балансируя между Англией и Бельгией, она пела в арабских и турецких ночных клубах, участвовала в бельгийской сальса-группе Mandanga, позже став вокалисткой культового мультикультурного, этно-электронного проекта Transglobal Underground. Вместе с началом сольной карьеры певица сделала музыкальный арабо-европейский прорыв, синтезировав восточную экзотику в западные традиции.

Почему: В разные годы Наташу, как прекрасную Шахеризаду, окружал сонм именитых героев, таких как Джа Уоббл, Питер Гэбриэл, Найджел Кеннеди, Жан-Мишель Жарр, Дэвид Арнольд. Харизма не подвела её и на сей раз. На новом сольнике Атлас заручилась поддержкой этно-джазовых звёзд – Ибрагима Маалуфа, Венсана Сигаля, Андре Секарелли и не только.


Tigran Hamasyan — Luys i Luso

Tigran Hamasyan - Luys i Luso
Лейбл: ECM Records
Дата релиза: 04 сентября 2015

Кто и о чём: Один из самых ярких современных джазовых музыкантов Тигран Амасян – 28-летний пианист из Армении, ныне живущий в США. Он получил мировую известность в возрасте 19 лет, победив на престижном джазовом конкурсе им. Телониуса Монка. С присущей ему армянской самобытностью, Тигран ярко проявляет себя как в сольных выступлениях, так и в присутствии «священных монстров», таких как Трилок Гурту, Ларс Дэниельсон, Марсиаль Солал или Дафер Юссеф. Седьмой номерной альбом Амасяна Luys i Luso («Свет от Света») был записан при участии Ереванского государственного камерного хора под руководством Арутюна Топикяна в октябре 2014 года в Ереване, в присутствии главы лейбла ECM Records – продюсера Манфреда Эйхера.

Почему: Впервые в истории музыки армянские духовные гимны и шараканы (литургические песни) V-XIX вв. были переложены для джазового исполнения. Интерпретации и импровизации Тиграна Амасяна способны вызвать сакральный трепет даже у закоренелых атеистов.


Armand Amar — Human (OST)

Armand Amar - Human
Лейбл: Long Distance Productions under exclusive licence to Parlophone Records Ltd
Дата релиза: 25 сентября 2015

Кто и о чём: Композитор и аранжировщик Арман Амар – француз марокканского происхождения, родившийся в Израиле. Амар приобрёл мировую известность благодаря саундтрекам к фильмам и хореографическим постановкам, чему способствовало погружение в мир танца еще в 70-х через совместные эксперименты с южноафриканским хореографом и антропологом Питером Госсом. А в середине 90-х на пару со своим другом Аланом Вебером он основал звукозаписывающую компанию Long Distance, ориентированную на традиционную, мировую и классическую музыку (где, к слову, было записано почти полсотни альбомов Армана Амара). Саундтрек к кинокартине «Человек» стал для композитора вторым опытом (после грандиозного экологического проекта «Дом») блестящего сотрудничества с видным французским фотографом и кинорежиссером Яном Артюс-Бертраном. Создавая многочасовую сагу о Homo sapiens Артюс-Бертран посетил множество уголков нашей планеты, общаясь с различными людьми о смысле жизни, пребывании и роли человека на Земле. Таким образом, сложился паззл из интервью самых разных героев – от Билла Гейтса до неприкасаемых в Индии, от беженцев во французском Кале до сирийских повстанцев, от вождей затерянных африканских племен до жителей мегаполисов – своеобразный портрет современного человечества, его больших и маленьких трагедий, надежд, чаяний, бед, представлений о Боге, о счастье, о будущем.

Почему: «Человек», пожалуй, одно из главных посланий человечеству, заново определяющее взгляды на мир, в котором мы живём. И сколь потрясающе красива и монументальна кинокартина, столь же прекрасна в своей пестроте и насыщенности звуковая дорожка к фильму.


Benjamin Clementine — At Least For Now

cover
Лейбл: Behind / Maison Barclay / Universal Music France
Дата релиза: 12 января 2015

Кто и о чём: Говорят, что талант Бенджамина Клементина по-настоящему раскрылся в парижском метро, где он два года подрабатывал уличным музыкантом, исполняя на одной из станций песни Джеймса Брауна, Боба Марли и Нины Симон. Кстати, именно с верховной жрицей соула чаще всего сравнивают Клементина в прессе, называя его «мужской реинкарнацией Нины Симон». Безусловно, что в случае с Бенджи и божественной Ниной существуют определенные эмоциональные и стилистические параллели. Однако по-настоящему их души роднит беззащитная распахнутость миру, незашоренность подхода к музыке в целом и к соул-музыке в частности.

Почему: Глубокий, мощный, чувственный вокал плюс поэтический дар Бенджамина Клементина сделали его дебютный альбом (ставший, кстати, победителем престижной премии Mercury Prize 2015) одним из бесспорных открытий года.


Ibeyi — Ibeyi

Ibey-cover
Лейбл: XL Recordings
Дата релиза: 16 февраля 2015

Кто и о чём: Экзотический франко-кубинский дуэт Ibeyi состоит из очаровательных сестёр-близняшек Лизы-Каинде и Наоми Диас. Их отец – знаменитый кубинский перкуссионист Мигель «Анга» Диас, игравший в двух легендарных гаванских коллективах Irakere и Buena Vista Social Club. Из музыкантов (кроме отца), которые произвели на сестриц сильное впечатление, чаще других всплывают имена Нины Симон и Мишель Ндегеочелло. Немудрено, что при таком подходе, близняшки выросли мастерицами на все руки. Наоми играет на двух профильных перкуссиях отца – перуанском кахоне и нигерийских барабанах бата. Лиза же сочиняет музыку на фортепиано, создавая базис будущих песен, а также пишет тексты, вплетая туда ключевые фольклорные и религиозные мотивы народности йоруба, к которой принадлежал их отец.

Почему: Языческие молитвы, озвученные проникновенными голосами сестричек, создают абсолютно завораживающий эффект. Дополнительного шарма композициям добавляют модные биты и электронный гармонический флёр.


Hindi Zahra — Homeland

Homeland
Лейбл: Oursoul Records / Parlophone / Warner Music France
Дата релиза: 13 апреля 2015

Кто и о чём: Марокканская андеграунд и фолк-исполнительница Хинди Зара, ныне проживающая во Франции, с детства слушала всё: от рок-н-ролла и блюза до регги и фолка, от Билли Холидей и Нины Симон до Дженис Джоплин и Патти Смит. Позже подобная музыкальная плотоядность неизбежно сказалась на её творческих приоритетах. Возможно, именно поэтому так сложно определить её творчество одним-двумя жанрами или конкретными направлениями. В нём переплелись соул, регги, шансон и джаз. Мелодии песен впитали элементы традиционной берберской, египетской, африканской и французской культуры. Пряная, пёстрая, колоритная музыка Хинди Зары связана со многими составляющими, но в первую очередь, с её корнями и с осознанным выбором, сделанным ею в юном возрасте в пользу искусства. Новый студийный альбом Homeland, в отличие от дебютного диска Handmade (2010, Blue Note), который сочетал баллады и эмоционально-ритмичные композиции, звучит более однородно и целостно. Работа выглядит более зрелой, а вплетённый в мелодии этнический колорит стал ещё заметней, что явно идёт на пользу общей картине.

Почему: Насыщенная восточными мотивами и приправленная элементами французского шансона, эта музыка прекрасно подходит как для расслабления, так и для осознанного путешествия в иные миры. Она обволакивает своей ирреальной атмосферой, а бархатистый вокал Хинди, подобно пряным специям, довершает изысканное музыкальное блюдо.


Jonny Greenwood, Shye Ben Tzur & The Rajasthan Express – Junun

Jonny Greenwood, Shye Ben Tzur & The Rajasthan Express – Junun
Лейбл: Nonesuch Records
Дата релиза: 20 ноября 2015

Кто и о чём: Гитарист Джонни Гринвуд всегда проявлял себя натурой утончённой, будь то в составе Radiohead, в коллаборации с польским композитором Кшиштофом Пендерецким или же в написании саундтреков. В этот раз он решил отправиться в индийское путешествие в Джодхпур, чтобы записать альбом в форте XV века Мехрангарх[1]. Для этого он объединился с уроженцем Израиля, проживающим в Индии, композитором Шай Бен Тзуром, который собрал самобытный музыкальный коллектив из 19 человек из разных уголков Хиндустана. Спетый на хинди, иврите и урду, альбом Junun («Безумие любви») записывался под непосредственным руководством звукорежиссера и продюсера Radiohead Найджела Годрича. Параллельно об этом необычном проекте снимался документальный фильм, режиссером которого выступил Пол Томас Андерсон, известный по художественным картинам «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Нефть».

Почему: Junun представляет собой не пафосную оду Гринвуду, как «открывателю новых земель», а умопомрачительный сплав композиторских изысканий Шай Бен Тзура, атмосферных гитарных и электронных вкраплений Джонни, суфийской поэзии и громогласно-заводных мелодий Раджастанана.


Debashish Bhattacharya — Slide Guitar Ragas From Dusk Till Dawn

Debashish Bhattacharya - Slide Guitar Ragas
Лейбл: World Music Network / Riverboat Records
Дата релиза: 30 марта 2015

Кто и о чём: Пандит Дебашиш Бхаттачария – индийский композитор и музыкант, играющий на 24-струнной слайд-гитаре. Родившись в семье музыкантов, он начал осваивать премудрости индийской классики ещё до того, как научился читать и писать. Обучаться игре на гавайской слайд-гитаре Дебашиш начал в трёхлетнем возрасте, а уже через год дебютировал на центральной радиостанции Индии All India Radio. С девяти лет он оставил родные пенаты, чтобы в течение десяти лет обучаться сначала у пионера индийской слайд-гитары Бриджа Бхушана Кабра, а позже у известного классического вокалиста Аджоя Чакраборти и прославленного исполнителя на сароде Али Акбар Хана. В возрасте двадцати лет Дебашиш был удостоен премии Президента Индии за победу в Национальном музыкальном конкурсе All India Radio, а в 2009-ом номинирован на премию Грэмми в категории «Лучший альбом традиционной музыки мира». Бхаттачария изобрёл собственные виды слайд-гитар и создал уникальный стиль игры на на них, синтезируя слайдовую гитарную технику исполнения с избранными особенностями различных инструментов, таких как ситар, сарод, вина и саранги. Вся эта богатая палитра в полной мере отражена в его последнем релизе с кристально чистыми вечерними и ночными рагами.

Почему: С первых же извлечённых Дебашишем нот приходит ощущение нереальности происходящего и осознание встречи с древними, магическими силами. В одно мгновение сольное звучание слайд-гитары разрастается до масштабов оркестровой полифонии.


Seckou Keita — 22 Strings | 22 Cordes

cover
Лейбл: ARC Music
Дата релиза: 26 мая 2015

Кто и о чём: Мультиинструменталист Секу Кейта по отцовской линии – потомок королевской династии, ведущей род от легендарного короля Сундиаты Кейты, основавшего империю Мали. А по линии матери Секу принадлежит к касте гриотов семейства Сиссоко. Секу виртуозно владеет корой и широким спектром перкуссионных инструментов. Помимо сольных концертов по всему миру, он выступал с такими звёздами, как индийский скрипач Л. Субраманиам, малийский певец Салиф Кейта, камерунская группа Baka Beyond, кубинский пианист Омар Соса, певец и нынешний министр культуры Сенегала Юссу Н’Дур. Два года назад Секу Кейта записал диск в дуэте с валлийской арфисткой Кэтрин Финч, с которой их познакомил общий друг Тумани Диабате. Альбом Clychau Dibon, в котором гармонично переплелись мелодии народности мандинка и старинные песни Уэльса, стал одним из самых «громких» релизов последних лет, так что музыканты дают совместные выступления по всему миру по сей день, при этом не забывая про сольные карьеры. Так, в начале 2015 года вышел альбом Кэтрин Финч Tides, состоящий преимущественно из неоклассического репертуара, а в конце мая увидела свет сольная работа Секу Кейта 22 Strings (в названии обыгрывается количество струн коры).

Почему: Проникновенный и глубоко лирический альбом целиком и полностью сосредоточен на королеве африканских инструментов – коре, гипнотическое звучание которой с лёгкостью открывает пространственно-временные порталы.


Daymé Arocena — Nueva Era

Dayme Arocena - Nueva Era
Лейбл: Brownswood Recordings
Дата релиза: 08 июня 2015

Кто и о чём: 22-летняя вокалистка и пианистка Дайме Аросена – ярчайшая представительница новой волны афро-кубинского джаза, обладающая инновационным композиторским стилем и невероятной вокальной техникой. В восьмилетнем возрасте Дайме была ведущей солисткой биг-бенда Los Primos, а в четырнадцатилетнем уже выступала на сцене с Уинтоном Марсалисом. Её дебютный альбом Nueva Era («Новая эра») был записан всего за несколько дней в Лондоне и Гаване. Его продюсером стал британский ди-джей, ведущий радиопрограмм BBC 6 Music и Worldwide, основатель лейбла Brownswood Recordings и глава этой компании Жиль Петерсон, который познакомился с Аросеной во время подготовки на Кубе одного из ди-джейских сетов к популярной серии Havana Cultura.

Почему: Тем, кто помешан на Кубе, с её песнями, пронизанными яркой мелодикой и заводными ритмами, творчество Аросены придётся по вкусу, остальным следует вести себя осторожно, дабы сохранить ясный ум и не впасть в эндорфиновую зависимость от переизбытка эмоций.


Trio Chemirani — Dawâr: La Langue Invisible | The Universal Rhythm

folder
Лейбл: harmonia mundi
Дата релиза: 10 февраля 2015

Кто и о чём: Трио Чемирани, в состав которого входят отец семейства Джамшид Чемирани и его двое сыновей Кейван и Биджан, известен, прежде всего, как коллектив, популяризирующий персидский инструмент, один из самых известных ударных музыкальных инструментов Ирана – зарб. Долгое время зарб являлся исключительно ансамблевым исполнителем в классической иранской музыкальной традиции. Однако несколько десятилетий назад, благодаря инновационному подходу выдающегося мастера Хоссейна Техрани (который был учителем Джамшида Чемирани), он приобрел, наконец-то, и сольный статус. В своем творчестве трио Чемирани активно привлекает к сотрудничеству разноплановых джазовых и этнических музыкантов со всего мира, таких как Баллаке Сиссоко, Омар Соса, Рено Гарсия-Фонс, Росс Дэйли, Сильвен Люк, Тити Робин.

Почему: После серии экспериментов в этно-джазовом ключе в своей новой работе Dawâr трио возвратилось к собственным корням, давая возможность всем неравнодушным причаститься к классической ближневосточной музыке с её изысканной лирикой и изощренной техникой исполнения.


Jasser Haj Youssef – Resonace (Viola d’Amore)

Jasser Haj Youssef - Resonance (Viola d'amore)
Лейбл: Institut International des Arts / Jasser Haj Youssef
Дата релиза: 30 октября 2015

Кто и о чём: Молодому тунисскому скрипачу и композитору Ясиру Хадж Юсефу, восходящей звезде этно-джазовой и классической сцены, подвластно немало эпох и жанров. В разных ипостасях он засветился на нескольких оперных и джазовых фестивалях, сразу заявив о себе как о самобытном исполнителе. О нём с равным почтением отзываются как оперные дивы Барбара Хендрикс и Симона Кермес, так и корифеи этно-джаза Дидье Локвуд и братья Чемирани. Ясир играет на классической скрипке и на виоле д’амур – струнном смычковом инструменте эпохи барокко и раннего классицизма, который обладает особым мягким тембром, напоминающим человеческий голос. Именно на этом инструменте был записан альбом Resonace, открывший новую главу на пути возрождения былой славы «виолы любви».

Почему: Завораживающее звучание виолы д’амур помогает понять, пусть даже только с точки зрения тонального диапазона и чистоты звука, чем вдохновлялись наши прапрабабушки и прапрадедушки в XVII-XIX вв.


Ana Moura – Moura

Ana Moura - Moura
Лейбл: Universal Music Portugal
Дата релиза: 27 ноября 2015

Кто и о чём: Португальская исполнительница музыки фаду Ана Моура как профессиональная фадишта сделала стремительный взлёт вначале 2000-х, молниеносно перекочевав из категории «национальные достопримечательности» в ранг «культурное достояние мира». Сейчас даже сложно поверить, что начинала девушка с тинейджерских поп-роковых групп. И быть бы ей одной из звёздочек поп-эшелона, не включи она в свой репертуар песню Povo que Lavas no Rio королевы фаду Амалии Родригеш. Со временем голос Аны Моуры, погрузившись в пучины португальской песенной классики, закалился и выкристаллизовался. На сегодняшний день Ана Моура является одной из лучших современных исполнительниц фаду. Её манера исполнения покорила слушателей многих стран мира и завоевала признание критиков. В 2008 и 2014 году Ана получила премию Амалия в номинации «Лучший исполнитель» и «Лучший диск года» соответственно. Примечательно, что эта премия была учреждена Фондом Амалии Родригеш. А в январе 2015 года Ана Моура была удостоена звания Командора Ордена Инфанта дона Энрике.

Почему: Альбом Moura, преисполненный как бравурных чувств, так и мотивов одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления, можно считать каноническим как в дискографии певицы, так и в жанре фаду в целом.


Sivamani & Raghunath Manet — Babaji Dreams

Babaji Dreams - cover
Лейбл: Sony Music Entertainment
Дата релиза: 14 марта 2015

Кто и о чём: Индийский перкуссионист и мультиинструменталист Анандан Шивамани играет на многих ударных инструментах, в том числе на октобане, дарбуке, канджире, удукаи и еще нескольких десятках других. Шивамани приходится сыном известному перкуссионисту С. М. Анандану. Начав осваивать игру на ударной установке в возрасте семи лет, тренируясь в домашних условиях на кастрюлях и сковородках, Шивамани к 11 годам уже стал профессиональным, гастролирующим музыкантом. С юности Анандан был вдохновлен не только классиками индийской школы перкуссии, но и такими мировыми светилами как Билли Кобэм, с которым Шивамани посчастливилось выступать на одной сцене. Кроме того, ему выпала честь играть с такими звездами джазовой и этнической сцены как Элвин Джонс, Юссу Н’Дур, Харипрасад Чаурасия, Алла Ракха, Закир Хусейн, Л. Шанкар, Трилок Гурту, А. Р. Рахман, У. Шринивас, Ниладри Кумар, Рави Чери, Викку Винаякрам, В. Селваганеш. В 2014 году произошла судьбоносная встреча Шивамани и Рагхунатха Мане, музыканта, искусно владеющего виной[2], а также танцора-хореографа, продолжателя древнейших танцевальных традиций Индии. Рагхунатх гастролировал со множеством звезд театральной и музыкальной сцены, такими как Каролин Карлсон, Мишель Порталь, Арчи Шепп, Дидье Локвуд. Результатом встречи Шивамани и Мане стал альбом Babaji Dreams («Сны Бабаджи[3]»).

Почему: Подобные встречи прописываются на небесах и сами музыканты, конечно же, об этом знают, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что альбом Babaji Dreams посвящён великому индийскому святому Бабаджи – просветленному и бессмертному йогу, «Божеству во плоти».


Kandia Kouyaté — Renascence

Kandia Kouyate - Renascence
Лейбл: Sterns Music
Дата релиза: 14 октября 2015

Кто и о чём: Малийская дива Кандиа Куяте по праву может считаться наследницей многовековых африканских традиций культуры Манде[4] и одной из самых прославленных джелимусо[5]. Еще до её рождения было предсказано, что по жизни Кандиа будет очень успешной. Долгое время певица оставалась неизвестной для западных слушателей из-за того, что принципиально отказывалась выпускать свои работы за пределами африканского континента. Поэтому настоящее мировое признание пришло к ней только в конце 90-х, после издания международного релиза Kita Kan, который был записан в Лондоне, на студии культового продюсера Ибрагима Силла. Выпуск на том же лейбле в 2002 году диска Biriko укрепил её международную славу. Однако в 2004 году Кандиа перенесла инсульт и по настоянию врачей заявила об окончании музыкальной карьеры. Её восстановление было медленным и трудным. В течение семи лет она с трудом говорила, а петь вообще не могла. Даже после того, как физическое состояние нормализовалось, она продолжала считать себя в «творческой отставке». Однако «покровитель» Ибрагим Силла в 2011 году посетил дом певицы в Бамако и убедил её вернуться в студию. Печальным фактом является то, что сам продюсер так и не дожил до завершения альбома. Он умер в 2013 году и Франсуа Бреан, работавший с ним над записями таких знаковых альбомов, как Soro Салифа Кейта и Orientation Тиона Сека, вместе с его дочерью Бинету закончил начатый проект.

Почему: Услышать одну из легендарных исполнительниц народности Мандинго[6] спустя тридцать лет после начала её музыкальной карьеры и тринадцати лет после выхода последнего диска – дорогого стоит.


Vieux Farka Touré & Julia Easterlin — Touristes

Vieux Farka Toure & Julia Easterlin - Touristes
Лейбл: Six Degrees Records
Дата релиза: 18 сентября 2015

Кто и о чём: Малийского музыканта Вьё Фарка Туре, сына легендарного африканского исполнителя Али Фарка Туре, нередко называют «Хендриксом из Сахары» за его неординарную манеру игры на гитаре. Однако техникой дело не ограничивается: Вьё является не только гениальным инструменталистом, наследующим и преобразующим стиль своего отца, но еще и потрясающим мелодистом, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что его песни с удовольствием берут «в оборот» лучшие ди-джеи планеты. В очередной раз проявить свои исключительные композиторские и вокальные способности гордому сыну пустыни представилась возможность в дуэте с американской фолк-певицей из Джорджии Джулией Истерлин, которая экспериментирует с фолк-музыкой, джазом, госпелом и минимализмом.

Почему: Тандем Вьё Фарка Туре и Джулии Истерлин – смесь пустынного блюза и инди-фолка – идеально подойдет тем мелогурманам, кто склонен к аудиальной алхимии. Это как рецепт горячего шоколада: соединяя простые ингредиенты (шоколад и молоко), на выходе получаешь абсолютно новый по консистенции и вкусу продукт.


Alune Wade & Harold López-Nussa — Havana — Paris — Dakar

Alune Wade & Harold Lopez-Nussa - Havana Paris Dakar
Лейбл: World Village
Дата релиза: 18 мая 2015

Кто и о чём: Сенегальский музыкант Алуне Уэйд, родившийся в Дакаре, начал петь и играть на различных инструментах очень рано, лет с шести. Отчасти это произошло потому, что его отец был руководителем симфонического оркестра. В 13 лет Алуне остановил свой выбор на бас-гитаре, сделав её своим основным инструментом. А с 18 лет началась его профессиональная деятельность в составе группы Исмаэля Ло. Позже Алуне сотрудничал с такими звездами, как Юссу Н’Дур, Уму Сангаре, Шейк Тидиан Сек, Бобби МакФеррин, Мамани Кейта, Джо Завинул. Его дебютная работа Mbolo (2006) определила последующее направление, которого Уэйд придерживается и сегодня – эклектичная смесь из джаза и коренной музыки народов Африки. В свою очередь, Гарольд Лопез-Нусса относится к целой плеяде выдающихся пианистов, которых Куба подарила миру: начиная от его дяди Эрнана Лопеза-Нуссы или Гонсало Рубалькаба и кончая Роберто Фонсекой. Настоящий мастер современного джаза и кубинской румбы (а также и всего остального между ними), Гарольд завоевал первое место среди сольных пианистов на Джазовом фестивале в Монтрё в 2005 году. Его мама – учительница музыки по классу пианино, отец и брат – известные ударники. Все они помогли Гарольду в его становлении, как музыканта.

Почему: Солнечный вокал сенегальского певца и контрабасиста Алуне Уэйда как нельзя лучше вписывается в заводные ритмы кубинского пианиста Гарольда Лопез-Нусса, создавая атмосферу циклической радости и беспринципного счастья.


Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba — Ba Power

bassekou-ba-power-cover
Лейбл: Glitterbeat Records
Дата релиза: 24 апреля 2015

Кто и о чём: Cтаринный западноафриканский инструмент нгони[7] является важной составляющей культуры гриотов. А если говорить о мастерах игры на этом инструменте, то воображаемый трон среди современных виртуозов, несомненно, принадлежит Бассеку Куяте, который плодотворно сотрудничал со многими артистами у себя на родине и за пределами Мали. Он играл в Symmetric trio вместе с користом Тумани Диабате и балафонистом Келетигуи Диабате, выступал с группой U2, Карлосом Сантаной и Белой Флеком. Бассеку был одним из ведущих музыкантов на альбоме Али Фарка Туре Savane, выпущенном уже после смерти великого гитариста, и участвовал в его последнем гастрольном турне. В созданной Бассеку Куяте группе Ngoni Ba четыре разных вида нгони и на двух из них сейчас играют сыновья музыканта Мустафа и Мамаду, в то время как его жена Эми Сако исполняет вокальные партии. Новый альбом Бассеку Куяте и Ко — это попытка музыканта по-настоящему оторваться в составе полноценной рок-группы. Звучание Ngoni Ba стало бесперебойным, пульсирующим и заводным, а игра Бассеку на нгони достигла нового уровня энергичности.

Почему: Невероятно драйвовые композиции альбома Ba Power (с языка бамбара[8] «Ba» переводится, как «сильный» или «большой») создают мощные потоки динамичного звучания, что в стилистическом плане можно окрестить столь редким явлением как афро-рок.

  • Автор-составитель и редактор проекта: Алексей Графф © Alexey Graff
  • На титулке: символьный слоган «Солнце! Мир! Любовь! Музыка!» © symbolic slogan ‘Sun! Peace! Love! Music!’ by Alexey Graff
notes

[1] Мехрангарх — крепостное сооружение в северо-западной части штата Раджастхан. Крепость расположена на высоких скалах Марвара, возвышаясь над городом Джодхпур, с которым соединена дорогой длиной 5 км. Строительство началось с основанием города в 1459 году Роа Джодха, части крепости относятся к периоду правления махараджи Джасвант Сингха (1638—1678). До 1943 года в Мехрангархе жили представители правящего раджпутского семейства. Плато, на котором расположена крепость состоит из трёх участков: дворец в северо-западной части, большая терраса восточнее дворца и хорошо укреплённая часть на юге.

[2] Вина – старинный индийский щипковый музыкальный инструмент, имеющий вид лютни. Форма вины варьируется в зависимости от конкретной конфигурации. Наиболее распространены следующие разновидности вины: рудра-вина (используется в музыке Хиндустани); сарасвати-вина (используется в музыке Карнатаки); вичитра-вина (в музыке Хиндустани) или читра-вина (в музыке Карнатаки). Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.

[3] Махаватара Бабаджи – просветленный и бессмертный йог, почитаемый в Индии уже много столетий, как Великий Учитель, обитающий в тонкой форме в Гималаях и периодически воплощающийся в человеческом теле в разных местах Индии, Непала и Тибета. Бабаджи — «Отец» — почитается как Махаватара или «великое воплощение» Господа Шивы. На Западе о Бабаджи узнали после выхода книги Парамаханса Йогананды «Автобиография йога». Йогананда описывает его как «бессмертного Гуру, поддерживающего свою физическую форму из века в век», как «Божество во плоти».

[4] Манде – подгруппа нигеро-кордофанской языковой семьи, куда входят языки бамбара, малинке, диула, сонинке, сану. Следует отметить, что по лингвистическому признаку народы Мали, откуда родом Бако Даньон, относятся к нескольким подгруппам нигеро-кордофанской языковой семьи; манде, западно-атлантической (фульбе, волоф), вольтской (сенуфо, догоны, бобо, моей) и к афразийской языковой семье (арабы, туареги). Самый многочисленный (свыше 1 млн. человек) — народ бамбара, компактно расселенный в западной и центральной частях страны. Язык бамбара — один из наиболее распространенных в Мали. Малинке (свыше 500 тыс. человек) обитают преимущественно на западе и югозападе страны. Малинке, как и бамбара, — оседлые земледельцы, занимающиеся также разведением скота. На крайнем юговостоке живут сенуфо (около 600 тыс. человек). Внешне они мало чем отличаются от народов манде.

[5] Джелимусо – женщина-гриот, т.е. принадлежащая к древнему музыкальному роду, к касте гриотов (или как они сами себя называют – джели). Джелимусо – редкое явление в африканской музыкальной традиции, так как искусство гриотов, как правило, мужская привилегия.

[6] Мандинго (также известны написания термина: мандингас, мандинка, малинке, малинка, маненка, манденка, манденга, мандинко) – группа народностей, живущих в Западной Африке (на юге Гамбии, севере и северо-востоке Гвинейской Республики, западе Мали, в Республике Кот-д’Ивуар, Сенегале и Гвинее-Бисау) и говорящих на языке мандинго семьи манде нигеро-кордофанской макросемьи языков. Этнически это большая группа близкородственных народов: собственно мандинго, бамана, дьюла. К этой группе относят также коранко и васулунка в Гвинейской Республике, маньянка в Либерии и некоторых других регионах. Все они живут в верхнем течении рек Сенегал и Нигер, составляя основное население западной части Республики Мали, северо-восточной части Гвинейской Республики, южных и восточных районов Сенегала и некоторых районов Республики Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи-Бисау.

[7] Нгони – струнный (от 4 до 7 струн) музыкальный инструмент родом из Западной Африки, часто именуемый африканской лютней. Его деревянный корпус обтянут высушенной шкурой животного (нередко козы). Разновидности нгони большего размера: дозо нгони (dozo ngoni) и камеле нгони (kamélé ngoni).

[8] Бамбара́ (бамана́, бамананкан) — язык народа бамбара или бамана, распространён главным образом в центре западной части Республики Мали. Имеет статус национального языка и является основным языком межнационального общения Мали. Принадлежит языковой семье манде («Конго-кордофанская» макросемья).

Продолжение (аудио)…

1 2 3
Поделиться:

Оставить сообщение