Голливудская история цензуры

0
За долгие годы в глазах большинства кинозрителей Голливуд – с его злостной пропагандой насилия, культивированием жестокости и популяризацией аморального образа жизни – начал ассоциироваться с неким вместилищем порока. Однако теория голливудской вседозволенности только на первый взгляд выглядит безупречной – при более детальном рассмотрении она трещит по швам. Невозможно перечислить все кинофильмы, которые запрещались и подвергались гонениям в Соединенных Штатах. Даже обширные списки не дадут полного представления об американской истории цензуры. Таким образом, лучший вариант – остановиться на наиболее показательных случаях запрета кинолент к показу в США. А дополнит картину краткий анализ тех механизмов, которые применяются для полного или частичного запрета фильмов. За более, чем столетнюю историю Голливуда эти методы остались практически неизменными.

Заводной апельсин / A Clockwork Orange

A-Clockwork-Orange+
Великобритания – США, 1971
Режиссер: Стенли Кубрик
В ролях: Малкольм Макдауэлл, Патрик Мэги, Эдриенн Корри, Обри Моррис, Джеймс Маркус

Философская аллегория по мотивам антиутопии Энтони Берджесса с большой долей черного и абсурдного юмора вывела на первый план агрессивного антигероя Алекса из недалекого будущего. Это вызвало бурные споры в среде критиков – о сущности насилия, тоталитаризме общества, перспективах развития человеческой цивилизации. А рядовые зрители были шокированы цинизмом, с которым герой совершал свои преступные деяния, поэтому они не очень-то вникали в суть художественно-интеллектуальных изысканий режиссера. Скандал сопровождал фильм с самого момента выхода его на экран. «Зло как таковое», – вынесли вердикт служители Фемиды и отправили фильм в длительное подпольное плавание. Он подвергался запретам и становился плодом нещадной критики, но в то же время очень скоро приобрел статус культового в глазах любителей кино и застраховал себя от забвения на десятилетия.

Прирожденные убийцы / Natural Born Killers

Natural_Born_Killers_poster
США, 1994
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Вуди Харрельсон, Джульетт Льюис, Роберт Дауни-мл., Томми Ли Джонс

Рассказ о влюбленной парочке серийных убийц, которые разъезжают по Америке, убивая в свое удовольствие, вызвал общественный резонанс еще до своего выхода. Американская киноассоциация присовокупила к рекламе фильма предупреждение для родителей: «О большой жестокости, с подробным изображением резни, шокирующими кадрами, а также сквернословием и эротикой». Впрочем, это не помешало некоторым из зрителей увидеть в ленте руководство к действию. Так, некая Сара Эдмондсон, племянница генерального прокурора штата Оклахома, и ее любовник Бен Даррус возомнили себя Микки и Мелори, застрелив в состоянии аффекта троих человек. После чего фильм запретили, а против режиссера был подан судебный иск. Оливер Стоун сокрушался. На его взгляд, общественность перепутала популяризацию насилия с тем, как сенсационно СМИ могут представлять преступников, которые, даже будучи «моральными уродами», становятся, по сути, культовыми героями.

Последнее искушение Христа / The Last Temptation of Christ

The Last Temptation of Christ
США, 1988
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Уильям Дэфо, Харви Кейтель, Пол Греко, Стив Шилл, Верна Блум, Барбара Херши

Фильм попытался отразить как божественную, так и человеческую сущность Иисуса Христа, из-за чего съемки были отложены на десять лет, пока Скорсезе искал студию, согласную испытать на себе ярость протестующих христианских фундаменталистов. В одних протестах утверждалось, что режиссер собирается изобразить Христа гомосексуалистом, а в других предсказывались живописные эротические сцены. За два дня до выхода картины католическая церковь Соединенных Штатов присудила ей статус morally offensive («оскорбляющей мораль»). Многие штаты отменили демонстрацию картины, решив, что она может привести к «серьезному подрыву общественности».

Код да Винчи / The Da Vinci Code

da-vinci-poster-1
США, 2006
Режиссер: Рон Хоуард
В ролях: Том Хенкс, Одри Тоту, Жан Рено, Йен Маккеллен, Пол Беттани

Сочинение Дэна Брауна, сконструированное по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», – продукт чисто коммерческий, и о нем уместнее говорить как о результате хорошей маркетинговой стратегии. В случае с фильмом, как и с книгой, действует формула «цена скандала равна цене успеха». автор подверг сомнению суть христианского вероучения, что повлекло за собой сокрушительную критику со стороны религиозных организаций. Благодаря запретам и поднятой вокруг него шумихе большинство зрителей увидели этот фильм. Заручившись поддержкой голливудских продюсеров, Браун не просто покусился на лавры скорсезовского творения «Последнее искушение Христа», но и развил тематику, дополнив ее «богохульными» инсинуациями.

Уродцы / Freaks

FreaksPoster
США, 1932
Режиссер: Тод Браунинг
В ролях: Уоллес Форд, Лейла Хайамс, Ольга Бакланова, Роско Эйтс, Генри Виктор

Выход фильма «Уродцы» вызвал всплеск интереса к теме физической неполноценности. Критиков задело то, что в картине снимались люди с настоящими уродствами, а не загримированные актеры. Актерский состав вобрал в себя небывалое для одного фильма количество цирковых уродцев. Комиссия по цензуре запретила картину, назвав ее «омерзительной, непристойной и гротескной». Она обрела новую жизнь только вначале 1960-х, когда ее поднял из небытия авангардный кинематограф во главе с Энди Уорхолом. В 1962-м на Венецианском кинофестивале ее называли картиной «полной чуткости и сострадания». А в 1967-м фильм показали в музее современного искусства в Нью-Йорке.

Глубокая глотка / Deep Throat

DeepThroat
США, 1972
Режиссер: Жерар Дамиано
В ролях: Линда Лавлейс, Хэрри Римз, Долли Шарп, Билл Харрисон, Уильям Лав

Хотя «Глубокая глотка» служит первым примером широкой демонстрации жесткого порно, историки кино, тем не менее, отдают фильму должное за то, что он сделал порнографию частью мейнстрима. Снятая за 24 тысячи долларов, «Глубокая глотка» в конечном итоге принесла 25 миллионов и демонстрировалась в 73 городах США. Это единственный фильм, подвергшийся яростным нападкам со стороны федерального правительства. несмотря на свое значение в истории кино, признанное сегодня, он запрещался во многих штатах и стал предметом многочисленных судебных разбирательств. В Нью-Йорке, к примеру, суд по уголовным делам Манхэттена определил, что этот фильм – «торжество грязных плотских утех… Содом и Гоморра, сошедшие с ума перед пожаром», и объявил ленту слишком непристойной для показа.

Основной инстинкт/ Basic Instinct

basic_instinct
США, 1992
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Майкл Дуглас, Шерон Стоун, Джордж Дзундза, Джин Трипплхорн

«Основной инстинкт» вызвал протест как у либералов, так и у консерваторов. Наибольшие усилия предпринимались ради запрета фильма из-за того, что образ главной героини фильма – лесбиянки и убийцы – подогревает гомофобию в обществе и подстегивает травлю гомосексуалистов. Организации, выступающие в поддержку геев и лесбиянок, настаивали на том, что такие картины формируют в обществе негативные стереотипы по отношению к секс-меньшинствам, изображая их исключительно с отрицательной стороны. Картина также вызвала протест со стороны консерваторов. В результате глава католической церкви Лос-Анджелеса кардинал Роджер Махоуни призвал к созданию нового морального кодекса, который запрещал бы демонстрировать обнаженные тела, «страстные объятия», сквернословить и богохульствовать.

Последнее танго в Париже/ Last Tango in Paris

last_tango_in_paris_ver3_xlg
Франция – Италия – США, 1972
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Мария Мичи, Джованна Галлетти

Получив рейтинг X (за эротику, демонстрацию обнаженных тел и грубые выражения), картина «Последнее танго в Париже» стала своеобразным прорывом, прежде всего, благодаря изображению жестокой свободной страсти, которую еще никогда так ясно не демонстрировали ни в одном художественном фильме. В отличие от нечетких сцен совокупления, показанных в большинстве других лент, крайняя эротическая откровенность этого фильма заставляла многих зрителей чувствовать себя неловко. Класс X не давал фильму «Последнее танго в Париже» попасть в традиционные кинотеатры и позволял демонстрировать его только в специализированных заведениях, если только отдельные штаты и города не определяли, что он не является непристойным, и не соглашались выдать разрешение на показ. Дурная слава самого первого фильма, пробившего своеобразную брешь в системе запретов (уже позже появились «Эммануэль», «История О», «Калигула» и пр.), все-таки помешала зрителям сразу рассмотреть в этой картине киношедевр.

P.S. Как видим, цензура существовала в мире всегда. Вероятно, пребудет она и в будущем. и основные сферы ее влияния распространяются на религиозные, политические и морально-этические аспекты. И даже раскрепощенный и, казалось бы, лишенный пуританских принципов Голливуд не в силах противостоять этому факту.

Источник: Clash

Поделиться:

Оставить сообщение