Вівторок, 19 Березня

Имя величайшего современного ситариста и композитора Пандита Рави Шанкара известно далеко за пределами Индии. Он внёс неоценимый вклад в популяризацию на Западе индийской классической музыки. Важную роль при этом сыграло знакомство с группой The Beatles и долгая дружба с их гитаристом Джорджем Харрисоном. Рави Шанкар выступал на легендарном фестивале «Вудсток» в 1969 году, а в 1980-х концертировал вместе с величайшим скрипачом и дирижёром Иегуди Менухиным[1]. Шанкар много работал в кино – с Сатьяджитом Раем[2], Мриналом Сеном[3], Норманом МакЛареном[4], Оливером Стоуном[5], Ричардом Аттенборо[6]. Ему принадлежит музыка более чем к 30 игровым и документальным фильмам. Музыкальная карьера Рави Шанкара длилась более шести десятилетий и, согласно «Книге рекордов Гиннесса», являлась самой продолжительной в мире.

Читайте также: Кадри Гопалнатх: путешествие длиною в жизнь

От первой жены Аннапурны Деви, дочери великого маэстро и учителя Аллауддина Хана[7], у Рави Шанкара был сын Шубхендра Шанкар – композитор, музыкант и художник. Кроме того, у виртуоза ситара две прекрасных дочери – трёхкратная обладательница Грэмми, американская джазовая певица и пианистка Нора Джонс (от Сью Джонс, концертного продюсера) и ситаристка Анушка Шанкар[8] (от Суканьи Шанкар).

Читайте также: Шивамани: ритм – это всё, ритм – повсюду
Рави Шанкар на фестивале Monterey Pop, 1967 / photo by Jerry de Wilde

Мы рассматриваем музыку как одну из духовных дисциплин, которая способствует развитию чувства внутреннего восхождения к божественному спокойствию и блаженству. Нас учили, что одной из фундаментальных целей в жизни индуса является познание истинного смысла мироздания – его неизменной, внутренней сущности. И это познание приходит, прежде всего, через глубочайшее понимание самого себя и собственной природы. Высочайшей задачей нашей музыки является раскрытие существа мироздания, и рага представляется одним из средств, с помощью которого эта сущность может быть постигнута. Таким образом, через музыку желающий найдет дорогу к Богу….

Пандит Рави Шанкар

Книга ‘My music, my life’ была написана Рави Шанкаром в 1967 году, а русскоязычное издание увидело свет в 2005 году благодаря стараниям переводчиков Татьяны и Евгения Морозовых (отдельные главы были опубликованы в СССР в 1984 и 1987 годах в сборниках «Музыка народов Африки и Азии», правда тогда издать книгу целиком не предоставлялось возможным). С каждым словом, с каждым шагом, с каждым новым погружением индийская классическая музыка становится всё ближе и понятнее…


Рави Шанкар: «Моя музыка – моя жизнь»

(глава из книги)


Гуру, винайа, садхана – эти три слова как бы заложены в сердце музыкальной традиции Индии. Гуру, как это теперь многие знают, означает мастер, духовный учитель, наставник. Мы придаем исключительно важное значение гуру, поскольку рассматриваем его как нечто божественное. Существует выражение:

Pani piye chhanke
Guru banaye janke.

Оно означает, что воду следует пить только после того, как она была профильтрована, а выбирать гуру только тогда, когда есть полная уверенность в принимаемом решении. Выбор гуру для нас представляется, пожалуй, даже более важным, чем выбор мужа или жены. Потенциальный ученик не может принять поспешного решения и взять себе в качестве гуру любого имеющегося учителя, так же как и не может позволить себе разорвать связь между гуру и шишья [ученик] после совершения специальной церемонии ганда, или нара [посвящения], которая символически связывает их обоих на всю жизнь.

Читайте также: У. Шринивас: Моцарт индийской классики

Винайа означает смирение, то есть добровольное предоставление себя со стороны шишьи в полное распоряжение гуру. Идеальный ученик испытывает чувство любви, обожания, благоговения и даже страха к своему гуру и одинаково благодарно воспринимает как похвалу, так и критические замечания. Одаренность, искренность и добровольное желание полностью посвятить себя занятиям – вот самые необходимые качества серьезного ученика. Гуру, как человек, постоянно отдающий себя в этом содружестве, представляется почти всемогущим. Часто он может быть безрассудным, жестоким или высокомерным, хотя настоящий гуру лишен всего этого. В идеале он должен чутко реагировать на поведение ученика и любить его, почти как своего собственного ребенка. В Индии ребенок из индуистской семьи с самых ранних лет воспитывается в духе уважения и почитания любого старшего по возрасту или положению. Вместе с простым приветствием намаскар (складыванием рук ладонь к ладони на уровне лба и последующим легким поклоном), жестом пранам (почтительным приветствием, состоящим из прикосновения одной рукой к стопам приветствуемого лица, а затем касания своих глаз и лба сложенными вместе ладонями), выражением винайа, или смиренного повиновения, смешанного с чувством любви и поклонения, претенциозность и всякие признаки тщеславия у представителей индуизма практически исчезают.

Читайте также: Харипрасад Чаурасия: гуру бансури

К сожалению, отмеченное качество винайа отсутствует сегодня у многих молодых людей как на Востоке, так и на Западе. Отношение к своим преподавателям и процессу обучения в целом, а у западного студента в особенности, крайне обыденное. Взаимоотношения учителя и студента более не напоминают, как в старину, отношений между отцом и сыном, и оба они сейчас преимущественно придерживаются того мнения, что им следует вести себя как друзьям и относиться друг к другу на равных. Такая система отношений, конечно, имеет свои положительные моменты, но далека от идеала тех отношений, которые необходимы для изучения индийской музыки и понимания наших традиций. Обыденность в поведении ученика действует на индийского преподавателя раздражающе даже в таких мелочах, как поза, принимаемая учеником, когда он сидит. Часто западный студент пытается сидеть на полу, подобно индийцам, но поскольку у него нет соответствующего навыка (бедняга!), то рано или поздно он вытягивает ноги и показывает свои подошвы гуру. Нам, индийцам, стопы представляются наиболее неприглядной частью тела, поэтому подобная поза – одна из самых непочтительных.

Читайте также: Бхаджан Сопори: маэстро сантура

Для меня рага подобна живому существу, и, чтобы установить отношение близости и единства между музыкой и музыкантом, не следует спешить. Но когда это единство достигнуто, наступает самый упоительный момент восторга, который можно сравнить разве что с величайшими вершинами любовного переживания или духовного воспарения. В эти мгновения, когда я абсолютно уверен в присутствии во мне самом и вокруг меня некой гигантской силы, чуткие, расположенные ко мне слушатели ощущают те же самые волнения и вибрации души. Это то же самое, что чувствовать Бога…

Пандит Рави Шанкар

Среди наших легенд есть история, которая достаточно хорошо иллюстрирует описанное выше качество винайа. Согласно ей, когда-то давно известный риши (святой мудрец) по имени Нарада пришел к убеждению, что достиг полного совершенства в музыкальном искусстве как в теории, так и в исполнительском мастерстве. Мудрейший Вишну [один из трёх основных богов в индуизме, покровитель вселенной] решил преподать урок Нараде и умерить его тщеславие. С этой целью он привел его в место проживания богов, и, как только они вошли в одно из зданий, то увидели множество мужчин и женщин с переломанными конечностями, горько оплакивающих свое несчастье. Вишну подошел к ним и спросил, что случилось. Они ответили, что являются душами раг и рагинь, сотворенных Шивой [один из богов в индуистском триумвирате (наряду с Брахмой и Вишну), наделён как разрушительной, так и созитательной силой]. Они рассказали, что некий риши по имени Нарада, который не в состоянии ни исполнить, ни понять музыку должным образом, вывернул и сломал их конечности из-за своего неумелого пения. Они также сказали, что никогда не обретут своего прежнего вида, пока какой-нибудь действительно великий и искусный музыкант не пропоет их снова как подобает. Когда Нарада услышал это, он глубоко устыдился и в полном смирении, преклонив перед Вишну колени, попросил у него прощения.

Читайте также: Джаянти Кумареш: тропой богини Сарасвати

Третье принципиальное условие, связанное с нашей музыкой, обозначается термином садхана, что означает практические занятия и дисциплину, которые, в конечном счете, ведут к самосовершенствованию. Оно предусматривает занятие музыкой с фанатическим усердием и ревностным самопосвящением гуру и музыке. Если студент талантлив, искренен, предан своему гуру и усерден в занятиях, а гуру, в свою очередь, учит его с предельной самоотдачей и не скупится на передачу своих знаний, то тогда создаются надлежащие условия для изучения индийской музыки. Ученик должен начинать с овладения основополагающими техническими приемами пения или игры на инструменте. В вокальной музыке это мастерство достигается путем длительных упражнений на одной ноте, в ходе которых вырабатывается умение владеть дыханием, звуком и точной интонацией. Студенты – как вокалисты, так и инструменталисты – изучают затем нотную шкалу и палта (иначе аланкар). Палта – это короткие мелодические построения, исполняемые в секвенционном порядке в различных темпах в рамках определенного звукоряда и тала [система метроритма в индийской музыке]. Вслед за этим приобретается навык пения саргам – пропевание различных фиксированных мелодических построений с названием нот [равнозначно сольфеджированию]. При этом в отдельных случаях в них может варьироваться темп и ритм, в других же последний может полностью отсутствовать. Ученик также изучает многообразные фиксированные композиции, называемые бандиш, которые включают в себя песни различных стилей с выразительными текстами, медленные или быстрые инструментальные разделы (гат) или какие-то отдельные музыкальные фразы (тан) с разнообразным мелодическим развитием и в разных темпах.

Читайте также: Саския Рао-де Гаас: Запад с душой Востока

Это элементарное обучение для талантливого и усердного ученика должно длиться не менее пяти лет, что совпадает с элементарным обучением любой западной музыкальной дисциплине. Все это требует от ученика ежедневных упражнений, по крайней мере, по восемь часов в день. В западной музыке, конечно, студент имеет очевидное преимущество. Оно заключается в том, что большую часть своих знаний он может получить из книг, без непосредственного наблюдения со стороны учителя. Но в индийской музыке в течение первых пяти-шести лет ученик полностью полагается на руководство своего гуру. Это объясняется тем, что гуру обучает шишью всему индивидуально и непосредственно в соответствии с нашими древними устными традициями, ибо мы используем учебники или справочники крайне редко. Далее постепенно ученик учится импровизировать и работает в этом направлении до тех пор, пока не почувствует достаточную свободу и уверенность в отношении с рагой. С этого момента целеустремленный музыкант должен развиваться, полностью полагаясь на собственные силы, на свою методику музыкальных занятий, свои чувства и вдохновение. По мере роста его мастерства он сперва овладевает в совершенстве техникой исполнительского искусства, а затем уже приобретает способность следовать за своим воображением, в каком бы направлении оно его ни повело. Его техника должна быть достаточно развита для того, чтобы позволять себе практически мгновенно воплощать в музыке те мысленные картины, которые возникают в его воображении. Это необыкновенно возбуждающее ощущение – уловить новую идею и непосредственно тут же ее выразить! Даже после того как ученик становится вполне профессиональным исполнителем и обретает свое собственное творческое лицо, он время от времени возвращается к своему гуру, чтобы удостовериться в правильности пути своего развития, а также чтобы позаимствовать новые идеи. Настоящий гуру никогда не останавливается в своем профессиональном и духовном росте и может оставаться постоянным источником вдохновения для своего любимого ученика.

Читайте также: Анурадха Пал: разрушительница стереотипов

Таким образом, я мог бы отметить, что, начиная с самых первых шагов, требуется по крайней мере около двадцати лет постоянной работы и тренировки для достижения зрелости и высокого исполнительского уровня в нашей классической музыке.


  • Перевод с английского: Татьяна и Евгений Морозовы. Печатается по изданию: «Рави Шанкар. Моя музыка – моя жизнь» – М., Икар, 2005
  • На титульной фотографии: Рави и Анушка Шанкар, New Zealand International Arts Festival, 2010 / photo by Robert Catto / robertcatto.com
  • Официальный сайт Рави Шанкара: ravishankar.org

[1] Иегуди Менухин (1916, Нью-Йорк — 1999, Берлин) — всемирно известный американский скрипач и дирижёр. Сын раввина Мойше Менухина (первоначально Мнухина), уроженца Гомеля, и Маруты Шер, уроженки Ялты. Начал заниматься музыкой в три года. Первоначально занимался под руководством Луиса Персинджера, затем учился в Европе у Джордже Энеску и Адольфа Буша. Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско дал в 7-летнем возрасте. В 1945 году стал первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны, для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом. С 1959 года жил в Великобритании, в 1962 году создал в графстве Суррей Школу Иегуди Менухина. В 1970 году стал гражданином Швейцарии. Музыкант классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, несколько концертов восточной музыки — с ситаристом Рави Шанкаром. В 1985 году принял подданство Великобритании. В 1983 году основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов.

[2] Сатьяджит Рай (1921, Калькутта, Британская Индия — 1992, Калькутта, Индия) — крупнейший индийский кинорежиссёр, сценарист, детский писатель, композитор, продюсер, издатель, кинокритик, иллюстратор. Первый индийский лауреат премии «Оскар». Автор музыки ко многим своим фильмам. По собственному признанию, он был очарован кино будучи студентом колледжа, а большую часть его таланта составляет результат неоднократных просмотров фильмов известных классических режиссёров — Джона Форда, Феллини, Витторио Де Сика, Орсона Уэлсса. После выхода на экран фильма «Песнь дороги» (1955) провозглашён создателем неореалистичного направления в индийском кино. Именно с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссёрских карьер не просто в Индии, но и во всем мире.

[3] Мринал Сен (род. 1923, Фаридпур, Бенгальское президентство, Британская Индия, ныне Бангладеш) — индийский кинорежиссёр и сценарист, снимавший с основном фильмы на бенгальском языке. Является одним из представителей «параллельного кино» Индии, в отличие от фильмов Болливуда показывающего жизнь в реалистичной манере и затрагивающего острые социальные проблемы. За вклад в развитие кинематографа награждён третьей высшей правительственной наградой Падма Бхушан и высочайшей индийской кинематографической премией имени Дадасахеба Фальке. Семь раз удостаивался Национальной кинопремии как лучший режиссёр и сценарист.

[4] Норман Макларен (1914, Стерлинг — 1987, Монреаль) — канадский кинорежиссёр-мультипликатор, один из крупнейших новаторов языка мультипликации. Родился в Шотландии. Учился в художественной школе в Глазго, начал экспериментировать с мультипликацией. Испытал влияние Эйзенштейна, его теории и практики монтажа. Сделал несколько лент в Лондоне. В 1939 году переехал в Нью-Йорк из-за войны, в 1941 году Джон Грирсон пригласил его приехать в Канаду и создать в Национальной киностудии собственную мастерскую. Фильм Макларена Соседи (1952) завоевал «Оскара» и другие престижные премии. В 1970-е годы работал в ЮНЕСКО над программами обучения мультипликационному искусству в Индии и Китае. Очистив кинопленку, покрывал её своего рода «наскальными знаками», абстрактными узорами, создававшими при проекции властный, затягивающий ритм — так называемая бескамерная съёмка. Экспериментировал с соединением рисунка и звука в мультипликации, пытаясь сблизить её с живописью и с чистой музыкой.

[5] Оливер Стоун (род. 15 сентября 1946, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Обладатель трёх премий «Оскар». Отец Стоуна — еврей, мать — француженка из католической семьи, но оба не были религиозными, поэтому в качестве компромисса будущего кинорежиссёра определили в евангелистскую школу (ныне Стоун считает себя буддистом).

[6] Ричард Аттенборо (1923, Кембридж — 2014, Лондон) — британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, кинопродюсер; пожизненный пэр в ранге барона. При жизни являлся президентом Королевской академии драматического искусства и Британской академии кино и телевизионных искусств. Лауреат премий «Оскар» (1983 — дважды), «Золотой глобус» (1967, 1968, 1983) и BAFTA (1965, 1983 — трижды, 1994), призёр Берлинского кинофестиваля. Старший брат известного британского натуралиста, писателя, режиссёра документальных фильмов сэра Дэвида Аттенборо.

[7] Аллауддин Хан (родился около 1869, Шибпур, Британская Индия – 1972, Майхар, Индия) – индийский музыкант, композитор, виртуозный исполнитель на сароде в классическом стиле (традиция хиндустани). Учился игре на сароде у Гопала Чандры Чаттерджи, Мунне Хана и Ахмед Али Хана. Был придворным музыкантом в Рампуре, создал много композиций, в которых использовал ряд новых, введённых им раг. К 1930-40-м годам получил признание во всей Индии как корифей и старейшина хиндустанской традиции. В 1935 выступал с танцевальной группой Удая Шанкара во время её турне по странам Западной Европы. Основал собственную школу (гхарану); среди учеников Аллауддина Хана – ряд известных музыкантов, в т. ч. его сын Али Акбар Хан, дочь Аннапурна Деви, Рави Шанкар и др. Лауреат престижнейших премий: 1952 – Sangeet Natak Akademi (награда индийской государственной академии музыки, танца и драмы – Академии Сангит Натак); 1958 – “Падма Бхушан” (третья из высших гражданских государственных наград Индии после Бхарат Ратна и Падма Вибхушан).

[8] Анушка Шанкар (род. 9 июня 1981, Лондон) – американская ситаристка и композитор индийского происхождения, дочь легендарного музыканта Рави Шанкара и Суканьи Раджан. По отцу Анушка является единокровной сестрой Норы Джонс. По жизни выступает как активная защитница прав животных. В музыке является прямой продолжательницей дел своего отца Рави Шанкара, который от рождения посвящал её в таинства классической индийской музыки, а с девяти лет активно занялся её карьерой. В качестве классической ситаристки Анушка дебютировала в 13 лет, а в 20 лет начала самосовершенствоваться как композитор, в последующем экспериментируя со звучанием и объединяя индийскую музыку с фламенко, джазом, электроникой и западной классической музыкой.




Excerpt from “Raga: A Journey into the Soul of India” (feat. Yehudi Menuhin)


Share.
Leave A Reply Cancel Reply