Вівторок, 19 Березня
Эволюционные процессы в музыке всегда были напрямую связаны с технологическими. Новые направления зарождались и возникали с открытием новых инструментов или новых способов воспроизведения звуков. Так было не только в прошлом веке, считавшемся эпохой индустриализации и научно-технического прогресса, так было и ранее. К примеру, когда в конце XIX века Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, он вдохновился его звучанием и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. А уже в XX веке, как известно, возникло неимоверное множество жанров. Электрогитара породила рок, синтезаторы – нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки – хип-хоп, домашние компьютеры – сонм направлений в электронной музыке. Какие направления определят XXI век во многом будет зависеть от того, на чем будет записываться музыка будущего и настоящего, каким инструментам суждено произвести революцию в ближайшее время? Возможно, музыку для грядущих поколений уже записывают на одном из тех инструментов, о которых мы вам поведаем далее.

АльфаСфера


Сферическая электронная перкуссия «АльфаСфера» воплощает в себе совершенно новый взгляд на будущее музыкальных инструментов и электронной музыки. Прототип этого необычного устройства был разработан студентом Бристольского университета Адамом Плейсом в 2007 году во время его обучения на факультете музыки и визуальных искусств. В надежде создать новый способ взаимодействия музыкантов с программным обеспечением при создании музыки, Адам Плейс в качестве эксперимента превратил традиционный студийный сэмплер в сферу. Изобретатель разместил на шарообразной поверхности мягкие круглые накладки (пэды), нажав на которые можно было извлечь определенные звуки или даже целые фрагменты композиций. Выглядело это настолько эффектно, что создатель «АльфаСферы» получил на развитие проекта грант в 50 тысяч фунтов. После чего английская компания Nu Desine усовершенствовала дизайн для коммерческой версии столь необычной электронной перкуссии и в прошлом году запустила инструмент в массовое производство.

В итоге, на поверхности «АльфаСферы» закрепили 48 чувствительных накладок, с помощью которых осуществляется управление звуком, его объемностью и силой. Ядром устройства является малогабаритный компьютер, что делает инструмент полностью совместимым с другими музыкальными MIDI-системами. Подключается перкуссия к компьютеру или синтезатору через USB провод, который также заряжает инструмент. Приблизительный вес новоиспеченного музыкального чуда 2,5 кг. «АльфаСфера» также имеет внутреннюю подсветку, которая переливается разными цветами в зависимости от силы нажатия по накладкам или ударов по различным пэдам одновременно. У пользователей также есть возможность настроить индивидуальную подсветку устройства и запрограммировать каждую звуковую зону на 8 различных тембров или мелодий, которые затем можно переключать, используя силу нажатия пэда, что позволит создавать новые аудио-рисунки.

Флюид-пиано


Флюид-пиано – чрезвычайно оригинальный инструмент, созданный известным британским композитором Джеффом Смитом. Он близок по звучанию роялю, клавесину и некоторым индийским инструментам (сароду, ситару, сантуру). Темперирован он не так, как фортепиано. Каждая нота здесь имеет уникальное, свое собственное отклонение от стандартной настройки. Инструмент позволяет исполнителю выделить в каждой ноте, в каждом звуке несколько микротонов, в результате чего октава может состоять не из классических 12 нот, а, к примеру, из 50-ти и более. Благодаря этому становится возможным передать те неуловимые оттенки (микротональности), выделить которые при классической темперации, то есть при традиционной настройке рояля невозможно. Такой большой диапазон микротонов весьма актуален для этнической музыки (индийской, африканской, иранской, армянской и т.д.). Инструмент настраивается самим исполнителем до или в процессе исполнения. Благодаря тому, что флюид-пиано предлагает огромное разнообразие режимов настройки, а также возможности свободно изменять темперации во время игры, он открывает новый и неисчерпаемый по своему богатству мир. Одними из первых музыкантов, виртуозно овладевшими техникой игры на флюид-пиано стали молодой индийский пианист, проживающий в Дублине, Утсав Лал и юная пианистка из Еревана, обучающаяся в английской Королевской музыкальной академии, Кристина Аракелян.

Харпеджи


Инструмент харпеджи, выпуск которого не так давно начала американская фирма Marcodi, представляет собой гибрид гитары и клавишных. Визуально харпеджи похож на большую цитру. Звук из него извлекают, прижимая струны к панели (в гитарной технике этот прием принято называть тэпингом). Существуют 16- и 24-струнные харпеджи с диапазоном на четыре и пять октав. Несмотря на свой юный век инструмент успел проявить себя в нескольких музыкальных жанрах. На харпеджи играет клавишник рок-монстров Dream Theater Джордан Рудесс. Плавные мелодические переливы этого инструмента звучат в фильме Дэнни Бойла «127 часов» (шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучшую оригинальную музыку к фильму). Харпеджи как на протяжении всей картины, так и в основной теме, написанной индийским композитором Алла Ракха Рахманом и записанной при участии популярной поп-певицы Дайдо. Стоимость инструмента в зависимости от сборки и используемых материалов колеблется от двух до четырех тысяч долларов.

Лазерная арфа


Лазерная арфа является электронным музыкальным инструментом, состоящим из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии со щипками струн обычной арфы. Существуют концертные и «кабинетные» модификации этого эффектного инструмента. Соответственно, две основные разновидности это – фреймовая (закрытая) и открытая (безрамочная) арфа.

Фреймовая лазерная арфа представляет собой замкнутую конструкцию, у которой снизу вверх идут лучи лазера, «упираясь» в верхний край этой рамки с фотоприемниками (как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро).

Открытая лазерная арфа – это своего рода ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках лучи вообще могут свободно уходить в небо. Принцип работы таких лазерных арф гораздо сложнее и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом.

Первые лазерные арфы были одноцветными – обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем, скажем, красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы.

Двухцветная лазерная арфа была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли. Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу. Она базировалась на слабых (всего 80-100 mW) лазерных лучах. После этого Карелли разработал окончательную и более мощную версию лазерной арфы под названием KromaLASER KL-450. Характерная черта инструмента – сконфигурированная полная октава с зелёными лучами (для любых диатонических нот) и красными лучами (для любых хроматических нот). Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полную цветовую версию лазерного устройства, полностью «plug & play», не зависящую от дневного света.

Известнейший популяризатор лазерной арфы – французский композитор Жан-Мишель Жарр, который включил ее в свое шоу в Китае в 1981 году, а затем использовал для записи студийного альбома 1986 года «Rendez-vous» (который впервые «вживую» прозвучал на шоу в Хьюстоне в честь 25-летия NASA).

Эйгенхарп Альфа


Этот инструмент, разработанный британской компанией Eigenlabs, представляет собой гибрид синтезатора, цифровой гитары, фагота, драм-машины и губной гармошки. Это музыкальное устройство оснащено 120 сверхчувствительными клавишами для исполнения различных мелодических партий в верхней части регистра и дюжиной «перкуссионных» клавиш внизу. Кроме того, у гибридного инструмента есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер и встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как пришельцы из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы «Shen» Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году. Впервые инструмент был выпущен в розничную продажу в 2010 году и сначала покупатели отнеслись к нему довольно насторожено, как обычно и бывает с различными новинками на рынке музыкального оборудования. Зато чуть позже продажи составили около 1500 штук, благодаря чему проект получил довольно внушительные инвестиции, общий размер которых составил 16 миллионов долларов.

Стоит отметить, что инструмент этот не только гибрид, описанных выше видов оборудования, но и вдобавок – синтез программно-аппаратных частей. Для его использования требуется компьютер с программным обеспечением (причем обязательно от Macintosh), и сам инструмент, конечно.

Аррай-мбира


Сама по себе мбира является древнейшим и самым распространенным инструментом в Центральной и Южной Африке, а также на территории Антильских островов. О широкой популярности мбиры свидетельствует обилие названий, которыми она обозначается у различных племен: калимба, цанца, санза, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др.

На резонаторном корпусе мбиры размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. Иногда ее называют «африканское ручное фортепиано» и, как правило, используют в традиционных обрядах. Это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Маленькие мбиры издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку, большие – придают неповторимое басовое обрамление живым ритмам африканской музыки.

Мбира с самым большим диапазоном звучания была изобретена совсем недавно и получила название аррай-мбира. Звук, который она издает, отдаленно похож на звук арфы с легким оттенком звучания ксилофона. Классическая 5-октавная аррай-мбира состоит из 150 металлических пластин-язычков, разделенных на 30 групп. Создателями аррай-мбиры являются американские музыканты Билл Уэсли и Уэсли Патрик Хэдли. Им же принадлежит идея создания акустического и электрического варианта инструмента.

Ханг-драм и глюкофон


Ханг-драм – новый перкуссионный музыкальный инструмент инопланетного вида, довольно быстро ставший очень популярным во всем мире. Среди его популяризаторов – Бьорк и Аннушка Шанкар. Ханг состоит из двух соединенных полусфер из азотированной стали и имеет приятный органический звук. Инструмент был создан в 2000 году в Швейцарии Феликсом Ронером и Сабиной Шерер (компания PANArt, Швейцария) в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы.

Заказать или купить ханг-драм в музыкальных магазинах невозможно. Инструмент не производится массово и купить его довольно сложно. Для приобретения нужно написать создателям, рассказать о себе и убедить их в искренности своих музыкальных намерений, а они уже решат, продадут вам этот уникальный инструмент или нет. Если вам повезет и по прошествии от пары месяцев до нескольких лет вам дадут зеленый свет, вы заключите специальный договор с продавцами, препятствующий перепродаже ханга по более высокой цене. А стоит он порядка 1200-1500 евро.

У ханг-драма, получившего в считанные годы безумную популярность, очень быстро появились родственники. Ближайшим из них можно считать хэпи-драм, за которым, из-за интенсивного воздействия на психику человека, закрепилось название «глюкофон». Он по сравнению со своим собратом, не имеет басового отверстия, но издает более долгие звуки, похожие на звуки колокольчика, использующегося в буддистских медитациях. Продавцом перкуссии является Didgeridoo Store. Магазин ранее занимался продажей диджериду (духовые инструменты, представляющие собой длинную бамбуковую трубу), однако его владелец Грэм Доэ был заинтересован в расширении ассортимента. В результате он вложил около свои личные сбережения на разработку глюкофона и в 2009 году начал его массовую продажу. С тех пор компания продала тысячи «глюкофонов» музыкантам, студиям, театральным продюсерам (среди которых создатели мюзикла «Король Лев») и медицинским учреждениям, использующим инструмент в терапевтических целях.

tags
Share.
Leave A Reply Cancel Reply