Пандит Харипрасад Чаурасия — один из самых известных индийских музыкантов планетарного масштаба. На его родине и во многих других странах Хариджи признан величайшим исполнителем на бансури[1] – индийской бамбуковой флейте. Он внёс большой вклад в популяризацию классической индийской музыки, записав более полутора сотен альбомов и приняв участие практически во всех крупнейших мировых фестивалях джазовой и этнической музыки. Кроме того, Чаурасия стал соавтором различных фьюжн-проектов, выступая в совместных турах и сотрудничая в студиях звукозаписи с такими светилами как гитарист Джон Маклафлин, саксофонист Ян Гарбарек, группами «Битлз», «Джетро Талл» и «Аквариум». Среди его партнеров по сцене целое созвездие крупнейших музыкантов Индии – Алла Ракха, Шивкумар Шарма, Закир Хуссейн, Кишори Амонкар, Кумар Боcе, Пандит Джасрадж, Бхавани Шанкар[2] и другие.
Читайте также: Закир Хуссейн и его говорливые руки
Интересно, что родом Харипрасад Чаурасия (род. 1 июля 1938 г. в Аллахабаде, штат Уттар-Прадеш, Индия) из семьи борцов. Это необычно, потому что в Индии очень развита преемственность и музыкантами чаще всего становятся выходцы из музыкальных семей, где традиции передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. Начинал же маэстро в 1950-е годы как вокалист. Впервые он начал заниматься изучением музыкальных основ в возрасте 15 лет у жившего неподалёку классического певца Пандита Раджарама. Чуть позже Харипрасад переключился на флейту, начав брать уроки у бансуриста Пандита Пхоланатха Прасанны из Варанаси.
Читайте также: Мохи Бахауддин Дагар: опьянение музыкой
К концу 1950-х – началу 1960-х, уже работая в качестве постоянного резидента All India Radio, Чаурасия познакомился и пошёл в ученики к жившей в затворничестве, величайшей исполнительнице на сурбахаре Шримати Аннапурне Деви[3], дочери легендарного Бабы Аллаудина Хана[4], сестры знатного сародиста Али Акбар Хана[5] и экс-супруги Рави Шанкара. Как гуру и наставница Аннапурна Деви воспитала целую плеяду великих музыкантов, среди которых бансурист Нитьянанд Халдипур[6], ситаристы Никхил Банерджи[7] и Амит Рой, сародисты Басант Кабра, Аашиш Хан и Амит Бхаттачарья. Бытует легенда о том, что прежде, чем стать учеником Аннапурны юному Харипрасаду пришлось дать обещание, что он готов забыть всё, что узнал до той поры, и в подтверждение твёрдости своих намерений он принял решение переключиться с правосторонней манеры игры на бансури – на левостороннюю. Как бы там ни было, Чаурасия предпочитает оставаться в музыкальном плане левшой и по сей день.
Читайте также: Погружение в индийскую классику: Рави Шанкар
Исходя и того, что в Индии действует варно-кастовая система, учиться музыке Хариджи пришлось тайком от отца, который хотел, чтобы сын вслед за ним стал профессиональным борцом. «Я не был хорош в борьбе. Я пошёл туда только, чтобы угодить отцу. Но, возможно, благодаря врождённой физической силе и выносливости я в состоянии играть на бансури и по ныне», – говорит Харипрасад Чаурасия, подчёркивая при этом, что очень благодарен своему родителю — ведь уроки борьбы укрепили его легкие и самочувствие в целом. На здоровье музыкант действительно не жалуется и сегодня — в свои восемьдесят он продолжает вести активный способ жизни: преподает в двух школах игры на бансури в Мумбае и Бхубанешваре, а также является профессором консерватории Роттердама. Несмотря на почтенный возраст, Чаурасия не перестает гастролировать, давая сольные концерты в самых престижных залах США, Японии и Европы. Что же касается личной жизни маэстро, то он был дважды женат и имеет трех сыновей – Вини, Аджая и Раджива. Как раз Раджив Чаурасия в 2013 году при поддержке Министерства кино, информации и радиовещания Индии снял документальный фильм о жизни и наследии своего отца – «Гуру бансури».
Читайте также: Кадри Гопалнатх: путешествие длиною в жизнь
В знак признания исключительного и выдающегося служения нации в области музыкального искусства Харипрасад Чаурасия был почтен второй из высших гражданских государственных наград Индии Падма Вибхушан, а кроме того награждён нидерландским Орденом Оранских-Нассау и французским Орденом Искусств и литературы.
- На титульном фото: Пандит Харипрасад Чаурасия / hariprasadchaurasia.com
- Официальный сайт Харипрасада Чаурасии: hariprasadchaurasia.com
[1] Бáнсури, банши, банси, ванши, вамши (санскр., «бамбук»), а также мурали, вену – общевидовой термин для обозначения как группы южноазиатских флейт в целом, так и отдельного инструмента. В соответствии с древнеиндийской классификацией инструментов бансури входит в группу сушира вадья («полые инструменты»). Инструмент широко распространен в практике традиционного и классического музицирования в Южной Азии, как хиндустани, так и карнатской традициях, в качестве солирующего и аккомпанирующего.
Конструктивно бансури представляет собой полую бамбуковую (иногда – деревянную) трубку-корпус, длина которого может варьироваться от 20 до 45 см. Сверху на нем расположены 6-8 игровых отверстий и еще одно – на оборотной стороне. Воздух вдувается непосредственно в верхнюю оконечность корпуса, но иногда – в специальное отверстие для вдувания, расположенное на корпусе вверху. Некоторые разновидности флейт имеют клювообразные мундштуки из скорлупы кокоса (как у европейской блокфлейты), однако чаще всего инструменты не имеют каких бы то ни было частей, посредствующих при звукоизвлечении.
Существует множество видов бансури, отличающихся друг от друга как величиной, так и элементами конструкции. Флейта, используемая в традиции хиндустани, открыта с обоих концов и имеет длинный корпус; южноиндийская разновидность меньше по размеру и, как правило, закрыта с одного конца. Оба вида соотносятся в наши дни с музыкой высоких (храмовой, концертной) традиций.
Диапазон классической хиндустанской флейты бансури насчитывает около трех октав и совпадает в целом с диапазоном и регистрами человеческого голоса. Звук у инструмента чистый и естественный, приближенный к тембру человеческого голоса. С этим связано преимущественное развитие музыкантами-флейтистами стиля, основанного на разработке экспрессии голосового звучания и закономерностях развертывания музыкального материала, берущих начало в вокальных традициях дхрупад, кхьял и др. Вокальными по своей природе являются также различные способы орнаментирования, «расцвечивания» тона – гамака, – придающие звучанию флейты характерную микроинтервальную нюансированность (шрути).
Несмотря на предельную простоту конструкции, инструменту доступны как богатство звуковысотных градаций, так и сложнейшие виртуозные пассажи, что во многом обусловлено особой техникой звукоизвлечения, предполагающей точнейшую координацию вдуваемого потока воздуха углами губ и движением нижней челюсти исполнителя, что делает процесс тщательно контролируемым. Отверстия зажимаются обычно указательным пальцем правой руки и четырьмя пальцами левой; звуки разных регистров извлекаются как обычным путем, так и передуванием.
С бансури связана обширная иконография. Он считается неотъемлемым атрибутом, своего рода музыкальным символом бога-пастуха Кришны, который, согласно легендам, играя на своей флейте, приводил в состояние божественного экстаза природу и людей. Изображения мифологических существ апсар и гандхарвов, играющих на продольных и поперечных флейтах, встречаются в элементах скульптурного декорума индуистских храмов, многие их которых были построены еще до нашей эры, в храмовых фресках и барельефах (Санчи, Аджанта и др.).
Упоминания о древнейших флейтах (вену, нади, кужал) содержатся в ведийских самхитах, а также в древних тамильских текстах. В трактатах (например, в «Сангитаратнакара» Шарнгадевы, XIII в.) флейта, наряду с виной, упоминается как инструмент, соотносимый с раговым материалом. Бхарата в «Натьяшастра» упоминал о флейте (вамса) как об одном из трех – наряду с голосом и виной – источников, продуцирующих музыку Небес (Гандхарва). Все это позволяет говорить о древнейшем и автохтонном происхождении данного инструмента.
[2] Бхавани Шанкар – известный перкуссионист, который играет на 12 инструментах, один из столпов индийской классической музыки, давший практически второе дыхание пакхаваджу. Этот двухмембранный барабан в форме бочонка, распространенный в практике музицирования традиции хиндустани и упоминаемый в «Рамаяне» и «Махабхарате», нередко ассоциируется с традицией дхрупад, расцветшей в период правления императора Акбара (XVI в.). Кроме индийской классики, где Бхавани Шанкар сотрудничал со многими звёздами (Харипрасад Чаурасья, Шивкумар Шарма, Закир Хуссейн, Аниндо Чаттерджи и др.), музыкант также успешно экспериментировал в стиле фьюжн, выступая и записываясь с Джоном Маклафлином и Питером Габриелем. Сын Бхавани Шанкара – Ума Шанкар – тоже пошёл по музыкальной тропе, став популярным вокалистом и аранжировщиком.
[3] Аннапурна Деви (род. 27 апреля 1927 – † 13 октября 2018) – виртуозная классическая исполнительница на сурбахаре (бас-ситар) традиции Хиндустани. Аннапурна была дочерью и ученицей легендарного Бабы Аллаудина Хана, основателя известной северо-индийской школы Майхар Гхарана. Кроме того, она была первой женой (с мая 1941 по октябрь 1982 года) прославленного ситариста Рави Шанкара, после развода с которым переехала жить в Бомбей и больше никогда не давала публичных выступлений.
[4] Аллаудин Хан, также известный как Баба Аллаудин Хан (род. ~ 1862 – † 6 сентября 1972) – бенгальский сародист и мультиинструменталист (скрипка, табла, ситар и т.д.), композитор и один из самых известных учителей музыки XX века в индийской классической музыке. Аллаудин Хан – представитель целой музыкальной династии, непрерывно продолжающейся с XVI века. Традиции созданной им школы Майхар-Сенья Гхарана великий Баба передавал из поколения в поколение. Кстати, они не прервалась и после смерти Хана – его дело продолжают многочисленные дети и внуки. Аллаудин Хан приходился отцом маэстро сарода Али Акбар Хану и многоуважаемой исполнительницы на сурбахаре Аннапурны Деви, а также дядй Хуссейну Хану, а также гуру таким светочам индийской классики, как Рави Шанкар, Никхил Банерджи, Васант Рай, Панналал Гхош и др. В 1958 и в 1971 году Аллаудин Хан был награжден высшими гражданскими наградами Индии Падма Бхушан и Падма Вибхушан соответственно, а в 1954 – престижнейшей индийской артистической премией Sangeet Natak Akademi Fellowship от академии Сангит Натак.
[5] Али Акбар Хан (род. 14 апреля 1922 – † 18 июня 2009) – индийский музыкант и композитор, известный исполнитель на сароде в классическом стиле Хиндустани, популяризатор индийской классической музыки на Западе, заслуженный профессор музыки Калифорнийского университета в Санта-Крус. Прославился не только как музыкальный исполнитель, но и как преподаватель. В 1967 году основал в Калькутте Музыкальный колледж Али Акбара, который в настоящее время расположен в Сан-Рафаэле (штат Калифорния, США) и имеет филиал в Базеле, Швейцария. Хан написал несколько раг и музыку ко многим кинофильмам. Обучился музыке у своего отца Алауддина Хана. Впервые приехал в США в 1955 году по приглашению скрипача Иегуди Менухина и позднее поселился в Калифорнии. Пять раз номинировался на премию «Грэмми». В 1989 году стал лауреатом ордена «Падма Вибхушан» – второй по значимости гражданской награды Индии.
[6] Нитьянанд Халдипур (род. 7 мая 1948 г. в Мумбаи, Индия) – знаменитый бансурист, искусный исполнитель и мудрый наставник в искусстве овладения индийской классикой и техникой игры на бамбуковой флейте в частности. Пандит Нитьянанд является последователем древней музыкальной традиции школы Майхар Гхарана. Одной из его наставниц и гуру была дочь Аллаудина Хана – Аннапурна Деви, в совершенстве владевшая сложной техникой игры на сурбахаре (бас-ситаре). В 2010 году Нитьянанд Халдипур был награжден престижнейшей индийской артистической премией от академии Sangeet Natak.
[7] Никхил Ранджан Банерджи (род. 14 октября 1931 – † 27 января 1986) был видным индийским ситаристом XX века. Он родился в Калькутте, в семье брамина, и первым его учителем по ситару был его отец Джитендранат Банерджи, который увлекался ситаром непрофессионально. Молодой Никхил рос ребенком-вундеркиндом, став победителем на всеиндийском соревновании музыкантов-ситаристов в девять лет, вскоре он уже выступал на «Всеиндийском радио». В то же время его сестру взял в ученицы знаменитый классический вокалист Амир Кхан, а по ходатайству Джитендраната и его сын становится учеником Муштак Али Хана. В 1947 году Никхил Банерджи встретил Устада Алауддина Кхана и стал его студентом наряду с собственным сыном мастера – Али Акбар Кханом. Оба играли на сароде. Поначалу Алауддин Кхан не хотел брать ученика со стороны, но послушав одну из радиопередач Банерджи, переменил решение. Таким образом, Устад Алауддин Кхан превратился в единственного гуру Никхила Банерджи на много лет, хотя тот периодически черпал знания и у его сына Али Акбар Кхана. Техника обучения Устада Алауддина Кхана прослыла легендарной. Многие годы ежедневные занятия Никхила начинались в четыре утра и с несколькими перерывами заканчивались в одиннадцать часов вечера; это был график – настоящее испытание для его пальцев. Среди других учеников Алауддина Кхана также прославились его внук Аашиш Кхан и племянник Бахадур Кхан, исполнители на сароде, Рави Шанкар, всемирно известный ситарист. Его дочь Аннапурна Деви стала виртуозным маэстро сурбахара, Панналал Гхош – флейты, Васант Раи – сарода. Устад Алауддин Кхан преподавал не только игровую технику, но музыкальные знания, базирующиеся на музыкальном наследии Майхар Гхараны. После Майхара Банерджи объездил с концертами все уголки мира, продолжая выступать до самой своей кончины. В восьмидесятых здоровье Никхила пошатнулось, он пережил три сердечных приступа. 27 января 1986 года, на дне рождении своей младшей дочери, в относительно молодом возрасте 54 года Никхил Банерджи скончался от четвертого приступа. Его жена Рома и две дочери пережили его. Его младшая дочь стала известной моделью и актрисой. В год своей смерти Никхил Банерджи был удостоен правительством Индии почетной награды – «Падма Бхушан».
Исполнитель: Pandit Hariprasad Chaurasia & Pandit Bhavani Shankar
Альбом: Rediscover: Flute Meets the Pakhawaj
Лейбл: Worldwide Records
Дата релиза: 28 июля 2014
Исполнитель: Hariprasad Chaurasia (with Bhavani Shankar & Vijay Ghate)
Альбом: Shikhar
Лейбл: Sense World Music
Дата релиза: 24 января 2005