Вівторок, 19 Березня

Андалузское фламенко имеет много общего с музыкой французских цыган или же цыган из Восточной Европы – у них общая душа. Формы разные, но душа та же. Я чувствую себя представителем того же народа, когда слушаю их, я понимаю, что я такой же, как они. Это представители моего народа, они приезжают из других стран, и мне очень нравится видеть, как они говорят здесь на другом музыкальном языке, но у этого языка та же душа.
Дорантес

Испанский композитор и музыкант Давид Пенья Дорантес (род. в 1969 г., Лебриха, провинция Севилья) – один из самых вдохновляющих пианистов фламенко нашего времени, наряду с такими популярными исполнителями, как Чано Домингес[1], Маноло Карраско, Серхио Монрой, Ариадна Кастельянос[2] и Мелоди Гимар[3]. Дорантес родился в Андалузии в семье цыганских артистов, тесно связанных с миром музыки. Возможно, именно поэтому к фламенко Давид испытывает настоящий пиетет и считает этот жанр универсальным языком для передачи всей палитры чувств и эмоций. «Фламенко стало очень важным искусством, и не только в Испании, но и во всем мире, – говорит Дорантес. – Конечно, благодаря фламенко в мире лучше узнали Испанию. На мой взгляд, популярность фламенко объясняется его искренностью. Через эту музыку мы можем выразить очень глубокие чувства, рассказать, например, о трудных моментах в жизни, о борьбе против дискриминации нашего народа. Для нас это способ общения. Когда к вам приходит брат и начинает петь булериас[4] или солеа[5], вы понимаете, что он вам хочет сказать».

Читайте также: Конча Буйка: чёрная жемчужина

Давид Пенья Дорантес ♡ photo by Juan Carlos Muñoz

Фламенко обладает такой силой, что может привести в дрожь любого и заставить его почувствовать себя соборным колоколом…
Дорантес

Читайте также: Росио Молина: телесное языкознание

В семье Давида музыка всегда была тем искусством, которое передавалось из поколения в поколение. Вначале Дорантес пробовал играть на гитаре, но вскоре осознал, что только фортепьяно способно выразить его отношение и понимание искусства фламенко. Это произошло, когда Давиду было всего 10 лет. Он осознанно выбрал свой инструмент, прямого отношения, казалось бы, к фламенко не имеющий. Однако именно фортепиано суждено было стать для Дорантеса желанным пропуском в мир большой музыки.

Читайте также: Мария Пахес: утопия жизни

В 22 года Давид Пенья Дорантес успешно дебютировал в королевском испанском дворце, исполняя фламенко на рояле пред знатными особами. Вскоре после этого при содействии выдающегося музыканта Иегуди Менухина он издал свой первый альбом Orobroy (1998), принятый с единодушным восторгом публикой и критикой. В 2003 году Дорантес получил премию Flamenco Hoy за свой диск Sur. А на 12-ой Биеннале Фламенко в Севилье он получил сразу три премии: как лучший сольный исполнитель, премию за лучшую оригинальную музыку и приз зрительских симпатий за лучшее представление. С каждым годом авторитет пианиста растет как снежный ком. Не случайно лучшие музыканты планеты, считают за честь выступить с Дорантесом на одном концерте или же принять участие в одном из многочисленных проектов исполнителя. Так, в студийной работе 2012 года Sin muros! принимали участие Рено Гарсия-Фонс, Кармен Линарес, Хосе Мерсе, Эсперанса Фернандес, Мигель Поведа и др.

Читайте также: Эсперанса Фернандес: традиции & инновации

Стоит отметить, что Дорантес практически каждый год удостаивается той или иной награды (в т.ч. за музыку к фильмам Карлоса Сауры), а также является постоянным участником самых значительных джазовых мероприятий и фестивалей фламенко. Сегодня стиль Давида Пенья Дорантеса, сочетающий глубокие традиции фламенко, европейской классики и джаза, называют «фламенко XXI века». Символично, что принцип жанрового и культурного смешения распространяется и на личную жизнь пианиста. Он женат на испанке, не-цыганке. И их дети воспитываются в атмосфере уважения к обеим культурам. «Я думаю, что это их обогащает. – отметил музыкант в интервью Euronews. – Я думаю, что за смешением культур – будущее. У них два пути, две жизненные философии – та, которую они перенимают от меня, и та, которую им передает моя жена. Это такое же обогащение, как когда дети из смешанных семей говорят на двух языках. Это лучше, чем говорить лишь на одном. И, в первую очередь, богаче становится их жизненная философия. Так что я думаю, что будущее, действительно, за смешением культур».

Читайте также: Хоакин Кортес: цыганский мавр

Пожалуй наиболее ярким подтверждением мысли о смешении культур может служить дуэт Дорантеса с французским композитором и музыкантом Рено Гарсиа-Фонсом, которого за виртуозное владение инструментом нередко называют «Паганини контрабаса». Выпущенный в 2015 году на лейбле E-Motive Records их совместный альбом Paseo a Dos (“Прогулка вдвоём”) стал джазовым хитом, а концертный тур в поддержку диска в силу высокой восстребованности затянулся на два года. Лишь осенью 2017 года Дорантес вернулся к сольным выступлениям и студийным записям, выпустив на лейбле Flamenco Scultura альбом El tiempo por testigo… A Sevilla (“Время очевидца… В Севилье”), в котором наново переосмыслил и переиграл собственные композиции из ранних альбомов.

  • Официальный сайт Дорантеса: dorantes.es
  • На титульном фото: Давид Пенья Дорантес ♡ photo by Luis Castilla / luiscastilla.com
notes

[1] Чано Домингес (род. 29 марта 1960 г., Кадис, Испания) – виртуоз-самоучка, самостоятельно освоивший всё то, что другие годами постигают в школах и консерваториях. Его обожают и в родной Испании, и за ее пределами. В игре Домингеса элементы классического джаза сочетаются с фламенко, причем так необычно и убедительно, что критики считают: именно он на рубеже веков вдохнул новую жизнь в сочетание этих стилей. Релизы Домингеса четырежды были номинированы на Grammy (последний раз – в 2016 году), неоднократно становились лучшими альбомами года, по версии авторитетных изданий. Этот пианист, по словам Пауля Рауха (All About Jazz), «обладает уникальной способностью соединять разные музыкальные миры, создавая мосты между ними, в результате чего рождается единое звуковое и культурное пространство».

[2] Ариадна Кастельянос (род. в 1983 г., Мадрид, Испания) – молодая, амбициозная испанская пианистка. Она начала брать уроки игры на фортепиано, когда ей было 6 лет. Очень скоро Ариадна научились, как сама выразилась, «укрощать фортепиано, как дикую лошадь, которая помогает вам путешествовать в ранее неизведанные места». Кастельянос училась в Англии и Америке. Играла на одной сцене с Пако де Лусия, Херби Хэнкоком и Ришаром Бона. Продюсером её дебютного альбома ‘Flamenco en Black & White’ стал популярный музыкант и многократный лауреат Гремми Хавьер Лимон, известный по работе с такими исполнителями, как Конча Буйка, Бебо Вальдес, Диего Эль Сигала, Нинке Лаверман, Ясмин Леви, Мариза, Анушка Шанкар, Сандра Карраско, Магос Эррера, Ла Шика, Айнур Доган, Монтсе Кортес, Генара Кортес, Кармен Линарес.

[3] Мелоди Гимар – молодая французская пианистка, композитор и аранжировщик. Мелоди родилась во французском городе Перпиньян, а ныне живет и работает в Барселоне, где в 2013 году она с отличием окончила Каталонскую высшую музыкальную школу по классу классического фортепиано и параллельно – по классу фламенко. Соответственно, её музыкальные пристрастия – как в написании собственных композиций, так и в импровизациях – балансируют на грани классической музыки, фламенко и джаза. Среди музыкантов, повлиявших на её творчество, пианистка называет испанского кантаора Маноло Караколя, кубинского пианиста Бебо Вальдеса, ливанского трубача Ибрагима Маалуфа и армянского пианиста Тиграна Амасяна. Дебютный альбом Мелоди Гимар NUMEN увидел свет в апреле 2020 года на лейбле One World Records, сразу же поставив её в один ряд с ведущими джазовыми фламенко-пианистами, такими как Давид Пенья Дорантес, Чано Домингес, Маноло Карраско, Серхио Монрой и Ариадна Кастельянос.

[4] Булериас (исп. bulerías), или булерия — один из стилей фламенко; традиционно – праздничный, радостный, быстрый. Часто булериас используется для концовок в других стилях, в основном, в солеа. Кроме того, булерией часто заканчиваются вечеринки фламенко (все встают в полукруг, в центр сцены выходят танцоры по одному, чтобы исполнить часть булерии). Само название жанра появляется в литературе впервые в 1881 году, в качестве синонима слова burla (т.е. «шутка», «насмешка»), и как правило, такая этимология считается классической (burla – burlería – bulerías). Булериас произошел путем ускорения ритма солеа.

[5] Солеа (исп. soleá) — один из основных стилей фламенко, появившийся вблизи Кадиса или Севильи (Андалусия). В жанровой классификации фламенко относится к классу канте хондо. Традиционно солеа исполняется под аккомпанемент одной гитары. Золотым временем солеа принято считать последнюю четверть XIX столетия, во времена когда café cantante («музыкальные кафе») стали излюбленным местом встреч исполнителей фламенко. Авторство большинства известных нам мелодий солеа приписывают исполнителям того времени.

album

Исполнитель: Dorantes
Альбом: El tiempo por testigo… A Sevilla
Лейбл: Flamenco Scultura
Дата релиза: 27 сентября 2017
videos

concert

Dorantes & Renaud Garcia-Fons – Live at Jazz San Javier (2016)

tags
Share.
Leave A Reply Cancel Reply