Лейбл Blue Note Records был основан в 1939 году сыном еврейского архитектора Альфредом Лайоном, который переехал в Нью-Йорк, бежав из столицы Третьего Рейха. Первое время Лайон ночевал под открытым небом в Центральном парке, а когда смог позволить себе снять комнату, немедленно приобрел граммофон Victrola, чтобы проигрывать джазовые пластинки, купленные во время прогулок по Гарлему. В гитлеровской Германии джаз оскорбительно называли ниггерской музыкой, диким грохотом, чуждым тевтонской крови. А в Америке Лайон с удовольствием слушал боп, буги-вуги и хонки-тонк – шумную, энергичную музыку, полную импровизаций, которая родилась в приютившей его стране.
Побывав на одном из концертов в Карнеги-Холл, проходивших под вывеской From Spirituals to Swing, Альфред загорелся идеей создания собственной звукозаписывающей фирмы. Релиз первых двух пластинок нового независимого лейбла состоялся в марте 1939-го. Лайон записал двух пианистов, Альберта Аммонса и Мида Люкса Льюиса, которые впечатлили его на том самом шоу в Карнеги-Холл. При полном отсутствии дистрибуционной сети, Лайон предлагал потенциальным покупателям отправку этих записей по почте по полтора доллара штуку, что было в два раза дороже стандартной розничной цены десятидюймовых пластинок. Но поскольку изначально было напечатано всего по 25 экземпляров каждого диска, больших амбиций относительно скорых прибылей Альфред не питал. Blue Note тогда столкнулся с огромной проблемой: в 1939-м не было торговых каталогов, где можно найти и заказать интересующую пластинку. Приходилось активно искать возможности сбыта товара. Благодаря своему знакомству с продюсером Милтом Габлером, Лайону удалось договориться о продаже записей Blue Note в музыкальном магазине Commodore на Манхэттене и еще в паре торговых точек.
Однако всего два релиза – это еще не полноценный лейбл. Через месяц с небольшим после выхода первых пластинок, Лайон принялся хлопотать, организовывая следующую сессию, которая стала поворотным моментом в истории Blue Note. Кларнетист Сидни Беше, с которым Альфред познакомился в Берлине, записал версию знаменитой композиции Джорджа Гершвина Summertime. Музыкант создал великолепнейшую интерпретацию одной из самых красивых песен всех времен. Это была не просто классная пластинка, это был еще и первый хит лейбла. В магазине Commodore за первый день продалось целых 30 копий. Дела у Blue Note Records постепенно пошли в гору, и фирма стала выпускать больше альбомов. В одном из самых ранних упоминаний о Blue Note в прессе, в еженедельнике Billboard написали, что этот лейбл станет движущей силой джаза. И они не ошиблись. Хорас Сильвер, Джимми Смит, Фредди Хаббард, Ли Морган, Арт Блэйки, Грант Грин, Хэнк Мобли, Джеки МакЛин, Айк Квебек, Телониус Монк, Майлс Дейвис, Кенни Баррелл, Джон Колтрейн, Джо Хендерсон, Херби Хэнкок – вот далеко неполный перечень выдающихся музыкантов, записи которых выходили на этом легендарном лейбле, ставшем для поклонников музыки неиссякаемым источником джазовых шедевров.
За свою долгую историю лейбл переживал и взлеты, и падения. Он перестал быть независимым, когда Лайон продал его в 1966 году, и в 1979-м лейбл закрылся. Blue Note был возрожден фирмой EMI в 1984-м, а сейчас он принадлежит одной из крупнейших звукозаписывающих компаний Universal Music Group. В новом тысячелетии лейбл существенно расширил стилистические рубежи и в современном каталоге появились такие звезды как Роберт Глеспер, Элвис Костелло, Ван Моррисон, Нора Джонс, Розанна Кэш, Хосе Джеймс, Грегори Портер и Деррик Ходж. Теперешний Blue Note – это не просто культовый лейбл, это нечто большее как в жанровом разнообразии, так и в историческом контексте. Спустя более семи десятилетий лейблу удалось не только сохранить свой легендарный дух, но и придать ему ультрасовременную филигранную огранку. С чем не повезло, например, таким знаменитым студиям, как Virgin, Island и даже EMI.
Торжества по случаю 75-й годовщины лейбла плавно растянулись на два года и переросли в палиндромный юбилей. В ноябре 2014-го вышла книга Ричарда Хаверса, озаглавленная Uncompromising Expression. Это название позаимствовано из девиза Альфреда Лайона: «Бескомпромиссная экспрессия неистового джаза и свинга». Именно так он характеризовал деятельность своей фирмы. В этом богато иллюстрированном издании прослеживается эволюция джаза сквозь призму истории лейбла, начиная с 1930-х годов, – от буги-вуги и диксилендов, би-бопа и хард-бопа, авангарда и фьюжна, до эклектичного смешения стилей в нынешних релизах Blue Note. Параллельно с книгой был издан и сборник синглов, состоящий из пяти дисков, который тоже называется Uncompromising Expression. Компиляция начинается с самого первого музыканта лейбла, Мида Люкса Льюиса, и заканчивается современным саундом нынешнего резидента Blue Note Деррика Ходжа. В этот обзор прославленного джаз-каталога вошли синглы таких выдающихся исполнителей, как Арт Блэйки, Дональд Берд, Джон Колтрейн, Нора Джонс, Телониус Монк, Кассандра Уилсон, и многих других. Также была переиздана сотня эпохальных альбомов Blue Note на виниле. А для тех, кто не питает пристрастия к физическим носителям, эти диски доступны для скачивания.
Не обошлось без чествований легендарного лейбла в Париже, Лондоне и, конечно же, Нью-Йорке. Здесь, отмечая славную годовщину звукозаписывающей студии, выступили современные звезды Blue Note. Роберт Глеспер, к примеру, сыграл фортепианный дуэт с Джейсоном Мораном, заныривая в глубины музыкальных традиций и воскрешая в памяти самую первую запись энергичного буги-вуги Альберта Аммонса и Мида Люкса Льюиса, а затем плавно мигрируя к свободной импровизации. В рамках трибьют-фестиваля была собрана супергруппа – секстет Our Point of View под руководством всё того же Роберта Глеспера, объединившего вокруг себя молодых и талантливых резидентов лейбла, в т.ч. трубача Амброза Акинмузира, басиста Деррика Ходжа, барабанщика Кендрика Скотта, гитариста Лионеля Луэке и саксофониста Маркуса Стриклэнда. «Свежая кровь» своим фееричным выступлением продемонстрировала, что будущее джаза находится в очень надежных руках, и сами музыканты искренне верят в негасимый дух Blue Note.
infoЛейбл: Blue Note Records
Год образования: 1939
Месторасположение: Нью-Йорк, США
Жанры: Jazz, Bop, Mainstream Jazz, Cool, Jazz Fusion, Funk, Soul, World, Folk
Резиденты лейбла: Альберт Аммонс, Мид Люкс Льюис, Сидни Беше, Хорас Сильвер, Джимми Смит, Фредди Хаббард, Ли Морган, Арт Блэйки, Грант Грин, Хэнк Мобли, Джеки МакЛин, Айк Квебек, Телониус Монк, Майлз Дейвис, Кенни Баррелл, Джон Колтрейн, Джо Хендерсон, Херби Хэнкок, Телониус Монк, Джон Колтрейн, Нина Симон, Диззи Гиллеспи, Кассандра Уилсон, Джейсон Моран, Роберт Глеспер, Амброз Акинмузир, Кендрик Скотт, Лионель Луэке, Маркус Стриклэнд, Элвис Костелло, Ван Моррисон, Нора Джонс, Розанна Кэш, Хосе Джеймс, Грегори Портер, Деррик Ходж, Дональд Бёрд и др.
Официальный сайт: bluenote.com
- На титулке: фрагменты постеров Джерода Гибсона из серии, посвящённой звёздам Blue Note Records Джону Колтрейну, Майлзу Дейвису, Нине Симон, Диззи Гиллеспи © Jerod Gibson exercise series done for a Blue Note Records / jerodgibson.com
Исполнитель: Various Artists
Альбом: Blue Note 75
Лейбл: Blue Note Records
Дата релиза: 2 мая 2014
concert
Our Point of View – Live at Le Poisson Rouge (2015)
Artists:
Robert Glasper – piano
Ambrose Akinmusire – trumpet
Marcus Strickland – soprano, alto and tenor saxophon
Lionel Loueke – guitar and vocal
Derrick Hodge – bass
Kendrick Scott – drums