Читайте также: Альфредо Родригес: птица свободы
Однако в конце ХХ – начале ХХІ века границы джаза настолько расширились и видоизменились, что стал очевидным скорый восход на музыкальном олимпе нового поколения джазовых интерпретаторов. Словно в подтверждение многочисленных предсказаний о наступлении эпохи индиго, в разных уголках мира, как грибы, начали появляться пианисты-самородки: Брэд Мелдау, Тигран Амасян, Омар Соса, Роберт Гласпер, Торд Густавсен, Эцио Боссо, Роберто Фонсека, Гарольд Лопес-Нусса, Хироми Уэхара, Ийро Рантала, Фазиль Сай, Гирма Йифрашева, Сэмюэль Йирга, Давид Пенья Дорантес, Ариадна Кастелланос, Лешек Можджер, Вадим Неселовский, Альфредо Родригес, Адриан Иайес[2], Аарон Паркс[3], Стефано Батталья[4], Ларри Каруш[5], Дэни Кюньо[6], Алессандро Галати[7], Михил Борстлап[8]… И равным среди достойных был известный португальский пианист и композитор Бернардо Сассетти.
Читайте также: Эцио Боссо: субтильный воин
Совместная игра музыкантов – это коллективное сознание времени и пространства…
Бернардо Сассетти
Лиссабонец Бернардо Сассетти (полное имя – Бернардо да Коста Сассетти Паиш; род. 24 июня 1970 г. – † 10 мая 2012 г.) приходился правнуком Сидониу Паишу, экс-президенту Первой Португальской республики. В детстве Бернардо учился играть на гитаре, а затем, в возрасте девяти лет начал изучать основы фортепианного искусства и теорию музыки. Будучи в подростковом возрасте, он заинтересовался джазом. Это случилось сразу же после того, как юноша впервые услышал виртуозную игру Билла Эванса. Увлечение быстро переросло в страсть, положив начало его карьере пианиста.
Читайте также: Дорантес: пиано-фламенко нового века
К концу 1980-х Бернардо уже активно концертировал и преподавал фортепианный джаз в Лиссабонских музыкальных учреждениях. В 1990-х он перебрался в Лондон, где записал три альбома с группой британского трубача Гая Баркера. Британский кинорежиссёр, сценарист и драматург, обладатель премии «Оскар» за фильм «Английский пациент» (1996) Энтони Мингелла пригласил в 1998 году группу для записи саундтрека к картине «Талантливый мистер Рипли». Позже написание музыки к фильмам стало для Сассетти его профессиональным хобби. Им были написаны трогательные, глубокие и нередко концептуальные композиции для кинокартин «Алиса» Марко Мартинса, «Вторая жизнь» Мигеля Гауденсио, «Чудо, по словам Саломе» Мариу Баррозу и еще дюжине других.
Читайте также: Гирма Йифрашева: точка невозврата
Сольная карьера Бернардо Сассетти была стремительной и насыщенной, но, к сожалению, непродолжительной. Он успел вступить в творческие коллаборации с известными, стилистически разноплановыми исполнителями, такими как Карлуш ду Карму[9], Арт Фармер, Кенни Уилер, Фредди Хаббард, Пакито Д’Ривера, Бенни Голсон, Кёртис Фуллер, Эдди Хендерсон, Чарльз Макферсон, Стив Нельсон, Стинг. Не считая звуковых дорожек к фильмам, он успел записать чуть меньше десятка альбомов, которые стали каноническими в среде ценителей джаза и были включены многими журналами в число лучших альбомов года (а диск 2006 года Unreal: Sidewalk Cartoon был зачислен изданием The Penguin Guide to Jazz в список “1000 лучших альбомов всех времён”). К несчастью, в мае 2012 года Бернардо Сассетти трагически погиб, сорвавшись со скалы близ курортного города Кашкайш, где хотел сделать несколько фото на скалистом морском берегу. Фотографии должны были войти в готовящийся к печати фотоальбом Бернардо и вышедший, судя по всему, уже постфактум.
- На титульной фотографии: Бернардо Сассетти ♡ photo by Rita Carmo / ritacarmo.blogspot.com
- Сайт, популяризирующий творческое наследие Бернардо Сассетти: casabernardosassetti.com
[1] Рояль (фр. royal – королевский) – музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, а корпус имеет крыловидную форму. Впервые рояль представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори – придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приёме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte («большой клавесин с тихим и громким звучанием»). До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии, Америке и России). К началу XX века рояль приобретает современную форму (деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции) и становится «королём» музыкальных инструментов.
[2] Адриан Иайес (род. 4 ноября 1960 г. в Буэнос-Айресе, Аргентина) – аргентинский пианист и композитор, который был трижды номинирован на латинские премии Грэмми. Его главный конёк – джаз в сочетании с танго, музыкой соул и другими жанрами. Адриан родился в Буэнос-Айресе, там же закончил консерваторию по классу фортепиано и с 1985 года начал преподавать, параллельно выступая в многочисленных джазовых клубах аргентинской столицы. Дебютный альбом Las Tardecitas de Minton («Вечера в Минтоне») был сразу же номинирован на Латинскую Грэмми в 2000 году, а его диск Tango Reflections (2002) получил премию Кларина (Clarín Prize), ставшую его первой крупной наградой. За этим последовал альбом 2003 года Las Cosas Tienen Movimiento («Вещи в движении») и престижная награда Konex Award в 2005 году. На Мадридском джазовом фестивале 2004 года Адриан Иайес и его группа Tango Reflections Trio делили сцену с трио Брэда Мелдау. А дуэт с бандонеонистом Раулем Барбосой закрывал фестиваль танго в Буэнос-Айресе в 2006 году. В 2007 году Адриан Иайес был назначен Директором ежегодного джазового фестиваля в Буэнос-Айресе.
[3] Аарон Паркс (род. 7 октября 1983 г. в Сиэтле, штат Вашингтон, США) – американский джазовый пианист. Как одарённый ребенок Паркс с 14 лет учился в Вашингтонском университете параллельно по двум специальностям – информатике и музыке. В 15 лет он был отобран для участия в джазовом составе ансамбля высшей школы GRAMMY High School Jazz Ensembles. Музыкальные успехи вдохновили его переехать в Нью-Йорк и перевестись в Высшую музыкальную школу Манхэттена. В последний год учебы он начал гастролировать с группой американского джазового трубача Теренса Бланчарда, записав с ним три альбома для культового лейбла Blue Note Records, в том числе альбом A Tale of God’s Will (A Requiem for Katrina), получивший «Грэмми». Карьера Паркса развивается стремительно и плодотворно. Кроме выпуска десятка сольных студийных записей, пианист охотно сотрудничает со многими джазовыми звездами нашего времени, среди которых Курт Розенвинкель, Джеймс Фарм, Джошуа Редман, Мэтт Пенман, Эрик Харланд, Дафер Юссеф, Кристиан Скотт, Гретчен Парлато, Ехвон Шин, Амброуз Акинмузир и др.
[4] Стефано Батталья (род. 1965 г. в Милане, Италия) – итальянский пианист, известный по плотному сотрудничеству с лейблом ECM. Несмотря на свои 50 с хвостиком, Батталья считается музыкантом с очень большим опытом. Он удачно соединяет в своём творчестве классику и джаз. У него огромная дискография – более 60 компакт-дисков. Параллельно с игрой на фортепиано, Стефано занимается преподавательской деятельностью в Сиенском Университете джаза. Кроме того, он известен как публицист. Его перу принадлежит антология «Книга джаза». За плечами Стефано Батталья несколько десятков сольных работ. Ну а как бенд-лидер он записывается с 1987 года, сотрудничая с рядом джазовых музыкантов очень высокого уровня, среди которых такие британские музыканты, как трубач Кенни Уилер и саксофонист Ли Конитц, а также большое количество итальянских музыкантов.
[5] Ларри Каруш (род. 6 октября 1946 г. – † 27 августа 2013 г.) – американский пианист, перкуссионист, искусно владевший табла, универсальный композитор в области современного джаза и этнической музыки. Каруш получил степень магистра искусств в Нью-Йоркском университете. В 1976 году он был одним из четырех пианистов в ансамбле Стива Райха (проект «Музыка для 18 музыкантов»). В этом же году Ларри совиестно контрабасистом Гленом Муром записал свой первый инструментальный, фри-джазовый альбом для лейбла ECM. Музыкальная карьера свела Каруша с такими известными исполнителями как Джон Аберкромби, Джейн Айра Блум, Джей Клейтон, Бенни Уоллес, Терри Райли, Канай Дутта, Франсиско Агуабелла и группа Oregon. В 1990-х вместе с Гленом Муром и Гленом Велесом он сформировал импровизационное трио Mokave, записав в его составе три альбома. В 2008 году Каруш был номинирован на музыкальную премию Фонда Херба Альперта. Кроме гастролей и записи альбомов Каруш активно занимался преподавательской деятельностью – проводил семинары и вёл курсы импровизации в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Ларри Каруш скончался в августе 2013 года в результате рака печени. Он оставил яркий след в области искусства импровизации.
[6] Дэни Кюньо – французский пианист, сын Алена Кюньо, известного писателя, режиссера, актера и сценариста. Дени Кюньо – один из тех мастеров, благодаря которому клезмерская музыка в XX-XXI веке переживает своё возрождение. Истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов, особенно бессарабской. Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI века. В конце XIX века и первой половине XX века, особенно в юго-западных регионах Российской империи, клезмер оказал влияние на русский городской романс, а также блатную песню. Аранжировки в стиле клезмера до сих пор популярны у многих исполнителей этого жанра. Сам термин «клезмерская музыка» был введён в обиход советским музыковедом Моисеем Яковлевичем Береговским (1892—1961) в 1938 году.
[7] Алессандро Галати (род. в 1966 году во Флоренции, Италия) – итальянский джазовый пианист. Уроженец Флоренции, изучал параллельно классику и джаз под руководством знаменитого исполнителя Бруно Томмазо. Ныне он является лидером популярного джазового трио Alessandro Galati Trio. А до этого талантливый музыкант успел проявить себя как в сольных работах (в т.ч. выпустив альбом G Plays G (Galati Plays Gershwin) с интерпретациями произведений Джорджа Гершвина), а также как участник известных коллективов и инновационных тандемов. В частности, Алессандро Галати сотрудничал с такими звездами джаза, как Майк Майниери, Арильд Андерсен, Дэйвид Мюррей, Стив Лейси, Ли Кониц, Стив Гроссман, Питер Эрскин, Дейв Либман, Палл Дэниелссон, Боб Шепард, Джон Патитуччи, Майкл Мур, Кенни Уилер, Энрико Рава, Паоло Фрезу.
[8] Михил Борстлап – голландский пианист и композитор, феномен в мире современного джаза. Он известен в первую очередь как пианист, сочетающий в своей манере возвышенное и земное, традиции и эксперимент, мощь и лирику. К тому же, он еще обозреватель журнала Esquire и замечательный композитор, пишущий для кино и сочинивший первую арабскую оперу “Авиценна” по заказу эмира Катара (в 2006 году вышла его книга Opera in Qatar об этом удивительном приключении). Занятый творчеством музыкант находит время и для того, чтобы участвовать в борьбе против детской нищеты в странах третьего мира, против диабета и рака. Играть Борстлап начал в 4 года, с детства слушал записи импровизаций Оскара Питерсона и симфоний Густава Малера – его родители горячо любили музыку. До сих пор его неизменные герои – это Питерсон и Малер, но еще Гленн Гульд, и Святослав Рихтер, и Джо Завинул. Его способность электризовать зал не имеет себе равных. Но сам Борстлап признает, что в джазе важны не только адреналиновые атаки и риск. В джазе куда важнее ощущение абсолютной свободы. Для Борстлапа джаз и свобода – синонимы.
[9] Карлуш ду Карму (род. 21 декабря 1939 г. в Лиссабоне, Португалия) – легендарный фадишта с мировым именем и незыблемым авторитетом. Ходит шутка, что если бы Кобзон был португальцем и пел фаду, его бы звали Карлуш ду Карму – столь похожи эти двое мэтров с точки зрения неистребимости и долголетия творческой карьеры. Кстати, в 2014 году за свои жизненные достижения великий португальский музыкант удостоился премии Грэмми от Латиноамериканской академии искусства и науки звукозаписи. Премия была вручена Карлушу ду Карму в знак признания его одним из величайших исполнителей стиля фаду всех времен. К 50-ой годовщине своей творческой деятельности Карлуш ду Карму записал альбом Fado é Amor, с участием современных звезд фаду, среди которых Мариза, Ана Моура, Карминьо, Камане, Алдина Дуарте, Мафалда Арно, Криштина Бранко, Ракел Тавареш, Рикардо Рибейро и др. Также в 2014 году на экраны вышел документальный фильм Ивана Диаша Um Homem no Mundo («Человек в мире»), повествующий о жизни и творчестве певца. На протяжении всей своей жизни Карлуш ду Карму является ярым защитником наследия фаду и вместе с Руи Виейра Нэри в 2011 году подал заявку на внесение этого жанра в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Совместный альбом 2010 года Карлуша ду Карму и Бернардо Сассетти стал последней студийной работой в официальной дискографии талантливого португальского пианиста.
album
Исполнитель: Bernardo Sassetti
Альбом: Indigo
Лейбл: Clean Feed Records
Дата релиза: 01 сентября 2004
concert