Вівторок, 19 Березня
Старинный западноафриканский инструмент нгони[1] является важной составляющей культуры гриотов Мали. А если говорить о мастерах игры на этом инструменте, то воображаемый трон среди современных виртуозов, несомненно, принадлежит Бассеку Куяте. За годы своей карьеры он добился признания на международном уровне и зарекомендовал себя как один из наиболее ярких музыкантов не только Мали, но и всего африканского континента. Бассеку Куяте плодотворно сотрудничал со многими артистами у себя на родине и за пределами Мали. Он работал с немецкой исполнительницей Лени Стерн над записью ее знаменитого альбома Africa, играл в Symmetric trio вместе с користом Тумани Диабате и балафонистом Келетигуи Диабате[2], выступал с группой U2, Карлосом Сантаной и Белой Флеком. Бассеку был одним из ведущих музыкантов в альбоме Али Фарки Туре[3] Savane, выпущенном уже после смерти великого гитариста, и участвовал в его последнем гастрольном турне. Он был гостем на таких крупных фестивалях, как Glastonbury, Roskilde и WOMAD, производя неизгладимое впечатление на аудиторию своими изумительными соло на нгони.

Читайте также: Тумани Диабате: африканский Прометей

Бассеку Куяте © Glitterbeat Records

Бассеку родился в небольшой деревеньке Гарана на берегу реки Нигер, недалеко от города Сегу. С самого детства мальчика окружала музыка. Его мать Якаре Дамба была известной певицей, а отец Мустафа Куяте прославленным исполнителем на нгони. У своего родителя сын и перенял мастерство игры на инструменте. В девятнадцать лет Бассеку перебрался в столицу Мали Бамако, где его таланты не остались незамеченными. Очень скоро юный музыкант начал работать с Тумани Диабате, записав с ним в конце 1980-х ряд очень успешных альбомов. Сотрудничество Куяте с великим користом достигло своего пика в 1999 году с выпуском Kulanjan, совместного альбома Тумани Диабате и легендарного американского блюзмена Тадж Махала. Последний был так впечатлен талантом Бассеку, что назвал его «музыкальным гением и доказательством того, что блюз принадлежит Сегу». В 2014 году в дуете с Тадж Махалом Куяте подарил публике незабываемый концерт на сцене французского международного фестиваля Jazz à Vienne.

Читайте также: Тадж Махал и Бассеку Куяте: по зову крови

Женитьба Бассеку на певице Эми Сако стала не только матримониальным, но и значимым музыкальным союзом в культурном ландшафте Мали. Эми, которую британский журнал MOJO назвал малийской Тиной Тернер, родилась в городе Кайс на северо-западе Мали в семье известного местного певца и гитариста. Она училась петь в традиционном стиле гриотов у своей тети Фанты Сако, которая была очень популярна в Мали в 1970-х. Помимо участия в группе Бассеку, у Эми Сако весьма успешная сольная карьера, а в перерывах между турне команда из мужа и жены регулярно выступает на местных фестивалях и торжествах, снискав репутацию настоящих героев малийской народной музыки.

Читайте также: Куяте-Неерман: от магии предков к духу современности

Сотрудничество с другими музыкантами принесло Бассеку заслуженную славу, подтолкнув его к созданию собственной группы, которую он назвал Ngoni Ba. Дебютный альбом команды, озаглавленный Segu Blue, в 2007 году выпустил мюнхенский лейбл Outhere Records. В записи диска участвовали такие гости, как гитарист Лоби Траоре, певец и исполнитель на соку[4] Зумана Терета и певец Кассе Мади Диабате. Успех альбома в Европе превзошел все ожидания. Публика так активно раскупала эту чудесную коллекцию композиций для квартета нгони, что диск прочно оккупировал верхние строчки хит-парадов этнической музыки по всему Старому Свету. Segu Blue выиграл две премии BBC Radio 3 в категории World Music («Лучший альбом» и «Лучший африканский исполнитель») и был признан журналом fRoots «Альбомом года». Второй диск группы I Speak Fula, вышедший два года спустя, был принят слушателями с не меньшим восторгом, и получил номинацию на премию Grammy. В числе приглашенных гостей на нем засветились Тумани Диабате и Вьё Фарка Туре.

Читайте также: Кассе Мади Диабате: снова в седле

Помимо студийной работы Бассеку активно гастролировал, отыграв сотни концертов по всему миру. Он выступал хедлайнером в совместном проекте малийских и кубинских музыкантов AfroCubism и участвовал в концертах программы Africa Express, созданной для развития творческого сотрудничества между африканскими и западными музыкантами и популяризации африканской музыки и культуры. В рамках Africa Express Бассеку играл на одной сцене с сэром Полом Маккартни, Джоном Полом Джонсом, Дэймоном Албарном и многими другими артистами.

Люди часто говорили, что на наших живых выступлениях много драйва, много рок-н-ролла, но они не слышат этого в альбомах. Поэтому мы хотели продемонстрировать это и в студийном варианте.

Работа над следующей пластинкой Бассеку совпала с началом государственного переворота в Мали, в марте 2012-го, и стала своего рода музыкальным отражением переживаний за свою страну, обуревавших исполнителя в процессе записи диска. Альбом Jama Ko, вышедший в январе 2013-го, получился заметно жестче двух своих предшественников, которые звучат в более традиционном ключе. «Люди часто говорили, что на наших живых выступлениях много драйва, много рок-н-ролла, но они не слышат этого в альбомах, – объясняет Бассеку. – Поэтому мы хотели продемонстрировать это и в студийном варианте». Песни на Jama Ko, в которых музыкант выплеснул свой гнев по отношению к событиям в Мали, сопровождаются его энергичными соло на нгони, оборудованной электроусилителем и педалями эффектов. Инструмент за счет этой модернизации приобрел новый, более жесткий стиль звучания. «Нгони – это старейший инструмент в этой части Африки, – говорит Бассеку. – Я научился игре у своего отца, который перенял мастерство у своего отца, и так тянулось из века в век. Но я не мог просто оставить нгони, как есть. Я должен был расширять и развивать возможности инструмента для нового времени».

Бассеку Куяте и группа Ngoni Ba © photo by Thomas Dorn

В группе Бассеку Куяте четыре разных нгони, и на двух из них сейчас играют сыновья музыканта Мустафа и Мамаду, в то время как его жена Эми Сако исполняет вокальные партии. В числе гостей, привнесших частичку своего таланта в запись альбома, были такие исполнители, как Кассе Мади Диабате, Тадж Махал, Кайра Арби и Моки. На протяжении 2013-го Jama Ko возглавлял европейские чарты в категории World Music и был назван лучшим альбомом этнической музыки журналами MOJO, Uncut и Les Inrockuptibles. А в 2014-м журнал Songlines присудил Бассеку звание «Лучший исполнитель года».

Читайте также: Баллаке Сиссоко и Венсан Сигаль: кросс-культурный трип

И если Jama Ko стал отражением политической нестабильности в Мали, то альбом 2015 года, озаглавленный Ba Power, – это попытка музыканта по-настоящему оторваться в составе полноценной рок-группы. Звучание группы Ngoni Ba стало еще более заводным, а великолепная игра Бассеку на нгони достигла нового уровня энергичности. Невероятно драйвовые композиции диска, записанные при участии малийского блюзмена Самбы Туре, американского гитариста и ударника Криса Брокау и барабанщика Дэйва Смита, можно без сомнения окрестить афро-роком. Альбом Ba Power, который увидел свет 24 апреля 2015-го на лейбле Glitterbeat Records, – великолепный пример того, как музыкальные элементы из разных географических широт удачно сливаются в мощном потоке динамичного звучания.

Читайте также: Тумани и Сидики Диабате: эхо семи столетий

«С языка бамбара (или бамана[5]) ‘Ba’ переводится, как «сильный» или «большой», а еще это означает «группа», – говорит Бассеку. – Я назвал альбом Ba Power, потому что думаю, что послания на нем очень важные и сильные. Безусловно, саунд на этом диске наиболее жесткий по сравнению с тем, что я когда-либо записывал, и мне хочется, чтобы эти песни пришлись по душе как можно большему числу людей». Судя по всему, желание исполнителя уже сбывается, потому что его новый альбом уверенно лидирует в хит-парадах мировой музыки, в очередной раз подтверждая статус Бассеку Куяте, как одного их самых одаренных музыкантов 21 столетия. «Я считаю, что африканская музыка и культура заслуживают максимальной популяризации в мире, – добавляет Бассеку. – Именно этого я стремился достичь с Ba Power».

Читайте также: Секу Кейта: мир на 22 струнах

Спустя четыре года, в январе 2019 года увидело свет новое творение Бассеку Куяте – Miri. На языке бамана ‘miri’ значит сон или созерцание. Этот очень личный альбом виртуоз нгони посвятил своим безвременно ушедшим друзьям-музыкантам Зумане Терета (1963 – 2018), Кассе Мади Диабате (1949 – 2018) и своей матери – певице Якаре Дамба, которая была опорой семьи и за свою жизнь родила 13 детей (пятеро из которых умерли). «Когда твоя мать покидает этот мир, – говорит Бассеку, – это словно кто-то вырывает дверь твоего дома». На окрашенном светлой печалью трибьюте нашлось место и лирическим балладам, и социальным гимнам-протестам, призванным объединить раздираемое войнами и политическими страстями малийское общество, и гуманистическим блюзам (композиция Wele ni, исполненная со знаменитым певцом и гитаристом Абдулайе Диабате, – песня о короле, думавшем лишь о своём величии и с пренебрежением относившимся к окружающим, за что и вынужден был поплатиться, признав в итоге, что без людей вокруг него – он ничто). Кроме Абдулайе Диабате, в записи альбома приняли участие как звёзды африканского континента, так и известные исполнители со всего мира, в частности – гитарист-виртуоз Хабиб Куате, певец и гитарист Афель Бокум (наставник и во многом последователь великого Али Фарка Туре), марокканский мультиинструменталист Маджид Беккас, американский скрипач и певец Кейси Дриссен, гитарист и вокалист из группы Carolina Chocolate Drops Дом Флемонс, а также известный по регги-дуэту Madera Limpia кубинский певец Ясэль Гонсалес Ривера. Как говорит сам Бассеку Куяте, Miri – это альбом о любви, дружбе, семье и истинных ценностях во времена кризиса и невзгод, альбом – вдохновляющий и придающий сил.

notes

[1] Нгони – древний струнный (от 4 до 7 струн) музыкальный инструмент родом из Западной Африки, часто именуемый африканской лютней. Его деревянный корпус обтянут высушенной шкурой животного (нередко козы). Разновидности нгони большего размера: дозо нгони (dozo ngoni) и камеле нгони (kamélé ngoni).

[2] Келетигуи Диабате (1931 – 2012) – малийский музыкант, величайший мастер игры на балафоне (родственный ксилофону африканский инструмент с деревянными пластинами, изготовленными из дерева Ши; в качестве резонаторов в балафоне используются пустые тыквы). Диабате родился в семье известных музыкантов и в раннем возрасте освоил азы игры на гитаре, саксофоне и балафоне. В конце 1950-х он помог сформировать группу «Orchestre de la Garde Républicaine», которая с успехом гастролировала в Западной Африке. Также, в качестве гитариста, Келетигуи Диабате стоял у истоков создания «Национального оркестра “A” Республики Мали» (L’Orchestre National “A” de la République de Mali), более известного как «Formation A», который был создан в честь независимости Мали в 1960 году. За свою долгую плодотворную жизнь Келетигуи Диабате посчастливилось сотрудничать со многими из звезд мировой джазовой и этнической музыкальной сцены – с Лайонелом Хэмптоном, Эллой Фицджеральд, Салифом Кейта, Хабаибом Куате, Тумани Диабате, Zap Mama и др. В 2004 году на популярном бельгийском лейбле Contre-Jour вышел альбом Келетигуи Диабате «Sandiya». Келетигуи Диабате умер в Бамако в ноябре 2012 года в возрасте 81 года. Он был в строю, как говорят, до последнего, прервав гастрольный график лишь за месяц до своей кончины.

[3] Али Фарка Туре (настоящее имя: Али Ибрагим Туре; 31 октября 1939 — 7 марта 2006) — малийский певец и мультиинструменталист, один из самых известных музыкантов Африки. Согласно широко распространенному представлению, его музыка представляет собой точку пересечения традиционной малийской музыки и её североамериканского кузена — блюза. Версия, что второй исторически произошёл от первой, отражена в часто цитируемом высказывании Мартина Скорцезе о том, что традиционная музыка Туре составляет часть «ДНК блюза». Али Фарка Туре – отец другого известного малийского музыканта Вьё Фарка Туре, которого называют «Хендриксом Сахары». В 2003 году журнал «Роллинг стоун» поместил Фарку Туре на 76 место своего «списка 100 величайших гитаристов всех времен». А в списке 100 величайших гитаристов всех времен по версии журнала «Спин» музыкант находится на 37 месте.

[4] Соку – небольшая скрипка с одной струной, изготовленной из кишки животного. Традиционный западноафриканский музыкальный инструмент, использующийся в стиле «вассулу».

[5] Бамана́ (бамбара́, бамананкан) — язык народа бамана, или бамбара, распространённый главным образом в центре западной части Республики Мали. Имеет статус национального языка и является основным языком межнационального общения Мали. Принадлежит языковой семье манде («конго-кордофанская» макросемья).

albums

Исполнитель: Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba
Альбом: Miri
Лейбл: Outhere Records
Дата релиза: 25 января 2019


Исполнитель: Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba
Альбом: Ba Power
Лейбл: Glitterbeat Records
Дата релиза: 24 апреля 2015

videos

concerts

Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba – Music Time in Africa (2013)

Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba – Live on KEXP (2015)

tags
Share.
Leave A Reply Cancel Reply