Бассеку Куяте и сила-силенная

0
Старинный западноафриканский инструмент нгони[1] является важной составляющей культуры гриотов Мали. А если говорить о мастерах игры на этом инструменте, то воображаемый трон среди современных виртуозов, несомненно, принадлежит Бассеку Куяте. За годы своей карьеры он добился признания на международном уровне и зарекомендовал себя как один из наиболее ярких музыкантов не только Мали, но и всего африканского континента. Бассеку Куяте плодотворно сотрудничал со многими артистами у себя на родине и за пределами Мали. Он работал с немецкой исполнительницей Лени Стерн над записью ее знаменитого альбома Africa, играл в Symmetric trio вместе с користом Тумани Диабате и балафонистом Келетигуи Диабате, выступал с группой U2, Карлосом Сантаной и Белой Флеком. Бассеку был одним из ведущих музыкантов в альбоме Али Фарки Туре Savane, выпущенном уже после смерти великого гитариста, и участвовал в его последнем гастрольном турне. Он был гостем на таких крупных фестивалях, как Glastonbury, Roskilde и WOMAD, производя неизгладимое впечатление на аудиторию своими изумительными соло на нгони.

bassekou-kouyate
Бассеку Куяте © Glitterbeat Records

Бассеку родился в небольшой деревеньке Гарана на берегу реки Нигер, недалеко от города Сегу. С самого детства мальчика окружала музыка. Его мать Ягаре Дамба была известной певицей, а отец Мустафа Куяте прославленным исполнителем на нгони. У своего родителя сын и перенял мастерство игры на инструменте. В девятнадцать лет Бассеку перебрался в столицу Мали Бамако, где его таланты не остались незамеченными. Очень скоро юный музыкант начал работать с Тумани Диабате, записав с ним в конце 1980-х ряд очень успешных альбомов. Сотрудничество Куяте с великим користом достигло своего пика в 1999 году с выпуском Kulanjan, совместного альбома Тумани Диабате и легендарного американского блюзмена Тадж Махала. Последний был так впечатлен талантом Бассеку, что назвал его «музыкальным гением и доказательством того, что блюз принадлежит Сегу». В прошлом году в дуете с Тадж Махалом Куяте подарил публике незабываемый концерт на сцене французского международного фестиваля Jazz à Vienne.

Женитьба Бассеку на певице Эми Сако стала не только матримониальным, но и значимым музыкальным союзом в культурном ландшафте Мали. Эми, которую британский журнал MOJO назвал малийской Тиной Тернер, родилась в городе Кайс на северо-западе Мали в семье известного местного певца и гитариста. Она училась петь в традиционном стиле гриотов у своей тети Фанты Сако, которая была очень популярна в Мали в 1970-х. Помимо участия в группе Бассеку, у Эми Сако весьма успешная сольная карьера, а в перерывах между турне команда из мужа и жены регулярно выступает на местных фестивалях и торжествах, снискав репутацию настоящих героев малийской народной музыки.

Сотрудничество с другими музыкантами принесло Бассеку заслуженную славу, подтолкнув его к созданию собственной группы, которую он назвал Ngoni Ba. Дебютный альбом команды, озаглавленный Segu Blue, в 2007 году выпустил мюнхенский лейбл Out | here records. В записи диска участвовали такие гости, как гитарист Лоби Траоре, певец и исполнитель на соку[2] Зумана Терета и певец Кассе Мади Диабате. Успех альбома в Европе превзошел все ожидания. Публика так активно раскупала эту чудесную коллекцию композиций для квартета нгони, что диск прочно оккупировал верхние строчки хит-парадов этнической музыки по всему Старому Свету. Segu Blue выиграл две премии BBC Radio 3 в категории World Music («Лучший альбом» и «Лучший африканский исполнитель») и был признан журналом fRoots «Альбомом года». Второй диск группы I Speak Fula, вышедший два года спустя, был принят слушателями с не меньшим восторгом, и получил номинацию на премию Grammy. В числе приглашенных гостей на нем засветились Тумани Диабате и Вьё Фарка Туре.

Помимо студийной работы Бассеку активно гастролировал, отыграв сотни концертов по всему миру. Он выступал хедлайнером в совместном проекте малийских и кубинских музыкантов AfroCubism и участвовал в концертах программы Africa Express, созданной для развития творческого сотрудничества между африканскими и западными музыкантами и популяризации африканской музыки и культуры. В рамках Africa Express Бассеку играл на одной сцене с сэром Полом Маккартни, Джоном Полом Джонсом, Дэймоном Албарном и многими другими артистами.

Работа над следующей пластинкой Бассеку совпала с началом государственного переворота в Мали, в марте 2012-го, и стала своего рода музыкальным отражением переживаний за свою страну, обуревавших исполнителя в процессе записи диска. Альбом Jama Ko, вышедший в январе 2013-го, получился заметно жестче двух своих предшественников, которые звучат в более традиционном ключе. «Люди часто говорили, что на наших живых выступлениях много драйва, много рок-н-ролла, но они не слышат этого в альбомах, — объясняет Бассеку. – Поэтому мы хотели продемонстрировать это и в студийном варианте». Песни на Jama Ko, в которых музыкант выплеснул свой гнев по отношению к событиям в Мали, сопровождаются его энергичными соло на нгони, оборудованной электроусилителем и педалями эффектов. Инструмент за счет этой модернизации приобрел новый, более жесткий стиль звучания. «Нгони – это старейший инструмент в этой части Африки, — говорит Бассеку. — Я научился игре у своего отца, который перенял мастерство у своего отца, и так тянулось из века в век. Но я не мог просто оставить нгони, как есть. Я должен был расширять и развивать возможности инструмента для нового времени».

Bassekou-Kouyate-Ngoni-Ba
Бассеку Куяте и группа Ngoni Ba © photo by Thomas Dorn

В группе Бассеку Куяте четыре разных нгони, и на двух из них сейчас играют сыновья музыканта Мустафа и Мамаду, в то время как его жена Эми Сако исполняет вокальные партии. В числе гостей, привнесших частичку своего таланта в запись альбома, были такие исполнители, как Кассе Мади Диабате, Тадж Махал, Кайра Арби и Моки. На протяжении 2013-го Jama Ko возглавлял европейские чарты в категории World Music и был назван лучшим альбомом этнической музыки журналами MOJO, Uncut и Les Inrockuptibles. А в 2014-м журнал Songlines присудил Бассеку звание «Лучший исполнитель года».

И если Jama Ko стал отражением политической нестабильности в Мали, то последний альбом Бассеку Куяте и Ngoni Ba, озаглавленный Ba Power, — это попытка музыканта по-настоящему оторваться в составе полноценной рок-группы. Звучание Ngoni Ba стало еще более заводным, а великолепная игра Бассеку на нгони достигла нового уровня энергичности. Невероятно драйвовые композиции диска, записанные при участии малийского блюзмена Самбы Туре, американского гитариста и ударника Криса Брокау и барабанщика Дэйва Смита, можно без сомнения окрестить афро-роком. Альбом Ba Power, который увидел свет 24 апреля 2015-го на лейбле Glitterbeat Records, — великолепный пример того, как музыкальные элементы из разных географических широт удачно слились в мощном потоке динамичного звучания.

«С языка бамбара «Ba» переводится, как «сильный» или «большой», а еще это означает «группа», — говорит Бассеку. – Я назвал альбом Ba Power, потому что думаю, что послания на нем очень важные и сильные. Безусловно, саунд на этом диске наиболее жесткий по сравнению с тем, что я когда-либо записывал, и мне хочется, чтобы эти песни пришлись по душе как можно большему числу людей». Судя по всему, желание исполнителя уже сбывается, потому что его новый альбом уверенно лидирует в хит-парадах мировой музыки, в очередной раз подтверждая статус Бассеку Куяте, как одного их самых одаренных музыкантов 21 столетия. «Я считаю, что африканская музыка и культура заслуживают максимальной популяризации в мире, — добавляет Бассеку. — Именно этого я стремился достичь с Ba Power».

  • Официальный сайт Бассеку Куяте: bassekoukouyate.com
  • На титульном фото: Бассеку Куяте и группа Ngoni Ba © Federico Pedrotti / Out | here records
notes

[1] Нгони – струнный (от 4 до 7 струн) музыкальный инструмент родом из Западной Африки, часто именуемый африканской лютней. Его деревянный корпус обтянут высушенной шкурой животного (нередко козы). Разновидности нгони большего размера: дозо нгони (dozo ngoni) и камеле нгони (kamélé ngoni).

[2] Соку – небольшая скрипка с одной струной, изготовленной из кишки животного. Традиционный западноафриканский музыкальный инструмент, использующийся в стиле «вассулу».

album
bassekou-ba-power-cover
Исполнитель: Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba
Альбом: Ba Power
Лейбл: Glitterbeat Records
Дата релиза: 24 апреля 2015

videos

concerts

Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba – Music Time in Africa (2013)

Bassekou Kouyaté & Ngoni Ba – Live on KEXP (2015)

tags
Поделиться:

Оставить сообщение