Вівторок, 19 Березня

По мнению мыслителей Востока существуют пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем опьянение благосостоянием; третье опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвертое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звездам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.

Рагхава Р. Менон «Звуки индийской музыки. Путь к раге»

Если современных ценителей этнической музыки попросить навскидку назвать наиболее значительных, из ныне живущих, индийских исполнителей, то не удивительно, если в этом списке окажутся ситаристы Ниладри Кумар и Анушка Шанкар[1], дочь легендарного Рави Шанкара, таблисты Закир Хуссейн, Трилок Гурту[2] и Анурадха Пал, флейтисты Харипрасад Чаурасия и Рону Маджумдар[3], сародисты Амджад Али Хан[4] и Буддадев Дас Гупта[5], сантуристы Шивкумар Шарма[6] и Бхаджан Сопори, гитаристы Дебашиш Бхаттачария[7], Вишва Мохан Бхатт[8] и Камала Шанкар[9], скрипачки Кала Рамнатх[10], Н. Раджам[11] и её дочь Сангита Шанкар, вокалистки Каушики Чакраборти и Сушила Раман, ди-джеи и мультиинструменталисты Талвин Сингх[12] и Нитин Соуни[13]. Более взыскательные и искушенные меломаны вспомнят еще пару-тройку известных имён, к примеру, саксофониста Кадри Гопалнатха, перкуссиониста Шивамани, пианиста Утсава Лала или исполнительницу на сарасвати-вине Джаянти Кумареш. И лишь немногие, истинные мелогурманы включат в этот список виртуоза рудра-ви́ны[14] Мохи Бахауддина Дагара. Между тем, он является хранителем и популяризатором одного из высочайших жанров классического индийского музыкального наследия – дхрупада[15].

Читайте также: Погружение в индийскую классику: Рави Шанкар
На фото: Мохи Бахауддин Дагар / mohibahauddin.com

У музыки нет религии. Имеет ли значение, к какой религии я отношусь, когда вы слышите рудра-вину?

Бахауддин Дагар
Читайте также: Харипрасад Чаурасия: гуру бансури

Глубокий и размеренный древнеиндийский стиль дхрупад был ранее известен как дхрувапад (на санскрите «дхрува» – фиксированная, «пада» – песня, т.е. «песня фиксированного состояния ума»). В наше время дхрупад представлен, главным образом, в творчестве семейства Дагар, ярчайшим представителем которого, собственно, и является Мохи Бахауддин Дагар. Экстраординарный и харизматичный маэстро приходится сыном известному северо-индийскому музыканту Зиа Мохиуддину Дагару[16] и внуком Зиауддину Хану Дагару, который был придворным исполнителем при правителе Удайпура в провинции Раджастан. Таким образом, его можно считать представителем относительно молодого поколения семейства Дагар. Массивная ветвь родового древа династии Дагар, к которой принадлежит Бахауддин, состоит в основном из исполнителей, искусно владеющих виной, точнее одной из её разновидностей – рудра-виной.

Читайте также: Бхаджан Сопори: маэстро сантура

Трудно переоценить роль рудра-вины в истории индийской классической музыки. Можно сказать, как дхрупад является прародителем всех современных стилей хиндустани[17] (будь то хаял[18], тарана[19], тхумри[20], каввали[21] или гхазал[22]), так рудра-вина считается прародительницей всех индийских лютневых инструментов в традиции хиндустани. Однако в наши дни в Индии найдется лишь горстка музыкантов, играющих на этом инструменте, возможно, по причине очень сложной техники игры, требующей многолетней практики. Немаловажным моментом является тот факт, что рудра-вина исторически была единственным используемым инструментом для глубокого изучения нада-йоги (т.е. йоги звука). Музыканты-аскеты и йоги, исполняя раги на рудра-вине, использовали её для настройки своего сознания на специальные вибрации и достижения глубинных трансцендентных состояний. В древних манускриптах о нада-йоге сказано, что существует два вида звука – производимый и непроизводимый. Производимый звук может быть порожден музыкальным инструментом, тогда как непроизводимый звук – это бесконечная вибрация Вселенной, которую можно услышать только путем многолетних медитаций и настройки ума и души. Сказано также, что, несмотря на то, что рудра-вина относится к разряду инструментов, «производящих» звук, в её дронном звучании также можно уловить ту самую бесконечную вибрацию Вселенной.

Читайте также: Закир Хуссейн и его говорливые руки

Именно эхо вселенских вибраций ощущается при прослушивании раг в исполнении Бахауддина Дагара. Величественная грация и монументальность, столь свойственные дхрупаду, незримо обволакивают слушателя с первых же нот. Это, своего рода, медитативное погружение в глубокие воды космического покоя и равновесия. В данном случае интенсивность переживаний напрямую зависит от уровня духовной просветлённости исполнителя. А духовная составляющая, в свою очередь, напрямую зависит от глубины и качества передаваемых из поколения в поколение знаний. Для Бахауддина Мохиуддина Дагара лини передачи являются, по сути, «выделенкой», а принцип взаимосвязи поколений – базовым, основополагающим. Он, будучи рождённым в 1970 году, стал в двадцатом поколении наследником музыкальных традиций семейства Дагар, восходящих к творчеству легендарного исполнителя XVI века Найака Харидаса Дагара.

Читайте также: Джаянти Кумареш: тропой богини Сарасвати

Начав впитывать основы музыкального искусства с самого рождения, Бахауддин с младенчества овладевал техникой игры на различных инструментах, сначала под присмотром матери – на ситаре[23], позже – на сурбахаре[24]. В 1982 году, будучи в двенадцатилетнем возрасте, он начал практические занятия в освоении рудра-вины, теперь уже под руководством своего отца, легендарного музыканта Зиа Мохиуддина Дагара. А после смерти отца в 1990 году Бахауддин продолжил своё обучение под руководством не менее именитого дяди – Зиа Фаридуддина Дагара, среди учеников которого числятся прославленные братья Гундеча[25]. На сегодняшний день имя Бахауддина Дагара в приближенных к индийской классике меломанских кругах стало, практически, синонимом рудра-вины. Столь влиятельному положению на музыкальном олимпе способствовали годы упорных практик и регулярных выступлений на престижнейших фестивалях, таких как Darbar Festival, Saptak Music Festival, Bengal Classical Music Festival, Dover Lane Music Conference. Кроме сольных выступлений виртуоз рудра-вины нередко практикует джугалбанди[26], выступая в дуэте с искусными вокалистами, такими как Удай Бхавалкар[27], Вассифудин Дагар[28] или Парвати Баул[29]. За свои музыкальные заслуги в 2012 году Устад Бахауддин Дагар был награжден премией Sangeet Natak Akademi Award, высшей исполнительской наградой от Национальной индийской академии музыки, танца и драмы.


  • На титульной фотографии: Мохи Бахауддин Дагар / photo from gallery of Ancient Indian Strings / bahauddindagar.webs.com
  • Официальный сайт Мохи Бахауддина Дагара: mohibahauddin.com

[1] Анушка Шанкар (род. 9 июня 1981 года в Лондоне, Великобритания) – американская ситаристка и композитор индийского происхождения, дочь легендарного музыканта Рави Шанкара и Суканьи Раджан. По отцу Анушка является единокровной сестрой Норы Джонс. По жизни выступает как активная защитница прав животных. В музыке является прямой продолжательницей дел своего отца Рави Шанкара, который от рождения посвящал её в таинства классической индийской музыки, а с девяти лет активно занялся её карьерой. В качестве классической ситаристки Анушка дебютировала в 13 лет, а в 20 лет начала самосовершенствоваться как композитор, в последующем экспериментируя со звучанием и объединяя индийскую музыку с фламенко, джазом, электроникой и западной классической музыкой.

[2] Трилок Гурту (род. 30 октября 1951 года в Мумбаи, Индия) – индийский перкуссионист и композитор, объединивший в своем творчестве такие жанры, как джаз-фьюжн и world music. На протяжении долгой карьеры музыкант сотрудничал с такими звездами современной музыки, как Джон Маклафлин (John McLaughlin), Чарли Мариано (Charlie Mariano), Дон Черри (Don Cherry), Терье Рипдал (Terje Rypdal), Гэри Мур (Gary Moore), Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Джо Завинул (Joe Zawinul) и многими другими, играл в составе джаз-фолк группы Oregon. С раннего детства Трилок Гурту обучался игре индийском ударном инструменте табла, а к двадцати годам, заинтересовавшись джазом, освоил западную барабанную установку. Трилок Гурту известен как мастер традиционного индийского tala talk – вокальных импровизаций, которые сочетаются с игрой на перкуссии.

  • Официальный сайт Трилока Гурту: trilokgurtu.net

[3] Рону Маджумдар (род. 28 июля 1965 года в Варанаси, Индия) – маэстро игры на бансури (индийская флейта) широко известен любителям индийской музыки во всем мире. Благодаря своему феноменальному таланту его имя и бансури стали синонимами. Маэ­стро Рону Маджумдар играет в направлении северо-индийской музыки Хин­дустатни, школа Майгхар Гхарана, которая стала всемирно известной благодаря Пан­диту Рави Шанкару и Устду Али Акбар Кхану. Пандит Рону Маджумдар изучал флейту под руководством свого отца Д-ра Бхану Ма­джумдара, Пандита Лакшмана Прасад Джайпур­вали и Пандита Виджая Рагхава Рао.

  • Официальный сайт Рону Маджумдара: ronumajumdar.com

[4] Амджад Али Хан (род. 9 октября 1945 года в Гвалиоре, Индия) – один из самых известных исполнителей на сароде (безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых). Его исполнения классической индийской музыки отличаются чистотой, строгостью звучания и отточенными пассажами. Амджад Али Хан впервые заиграл на сароде в шестилетнем возрасте. Это было началом еще одной знаменитой страницы в истории индийской классической музыки. Искусству музыки он учился у своего отца – Хафиза Али Хана и у мастеров давней индийской традиции Бангаш. Сегодня он является представителем шестого поколения, которое наследует эту легендарную традицию. За заслуги в популяризации индийской классической музыки Устад Амджад Али Хан был награжден в 2001 году второй высшей гражданской наградой Индии – Падма Вибхушан. Далай Лама так выразился об этом великом сародисте: «Глубину человеческого духа, сердечное тепло и чувство служения своей музыкой Амджад Али Хан несет людям».

  • Официальный сайт Амджада Али Хана: sarod.com

[5] Буддадев Дас Гупта (род. 1 февраля 1933 года в Бхагалпуре штата Бихар, Индия) – иизвестный индийский классический музыкант, играющий на сароде. Пандит Буддадев Дас Гупта ныне живет в Калькутте. В январе 2012 года он получил Падма Бхушан – третью из высших гражданских государственных наград Индии (после Бхарат Ратна и Падма Вибхушан).

[6] Шивкумар Шарма (род. 13 января 1938 года в г. Джамму штата Джамму и Кашмир, Индия) – маэстро сантура, изысканный исполнитель, почитаемый гуру, живая легенда индийской классической музыки, по чьим следам пошло целое поколение музыкантов, включая его родного сына Рауля.

  • Официальный сайт Шивкумара Шармы: santoor.com

[7] Дебашиш Бхаттачария (род. 12 января 1963 года в Калькутте, Индия) – индийский композитор и музыкант, играющий на 24-струнной слайд-гитаре. Родившись в семье музыкантов, он начал осваивать премудрости индийской классики ещё до того, как научился читать и писать. Обучаться игре на гавайской слайд-гитаре Дебашиш начал в трёхлетнем возрасте, а уже через год дебютировал на центральной радиостанции Индии All India Radio. С девяти лет он оставил родные пенаты, чтобы в течение десяти лет обучаться сначала у пионера индийской слайд-гитары Бриджа Бхушана Кабра, а позже у известного классического вокалиста Аджоя Чакраборти и прославленного исполнителя на сароде Али Акбар Хана. В возрасте двадцати лет Дебашиш был удостоен премии Президента Индии за победу в Национальном музыкальном конкурсе All India Radio, а в 2009-ом номинирован на премию Грэмми в категории «Лучший альбом традиционной музыки мира». Пандит Дебашиш Бхаттачария изобрёл собственные виды слайд-гитар и создал уникальный стиль игры на на них, синтезируя слайдовую гитарную технику исполнения с избранными особенностями различных инструментов, таких как ситар, сарод, вина и саранги.

[8] Вишва Мохан Бхатт (род. 27 июля 1950 года в Джайпуре штата Раджастхан, Индия) – индийский гитарист, который в 1960-е годы сконструировал музыкальный инструмент собственного изобретения. Инструмент носит его имя – мохан-вина. Виной в Индии в древние времена называли все струнные инструменты. Мохан-вина – это микс слайд-гитары с ситаром, сародом и сантуром. Вишва Мохан Бхатт достиг виртуозности на этом инструменте и благодаря ему мохан-вина заняла достойное место в индийской классической музыке. Другого подобного случая за последние несколько сотен лет не было. Интересно, что, как рассказал пандит, в 1967 году у него в мопеде сломался рычаг сцепления, но он, как все индусы ничего не выкидывает, поэтому он отшлифовал отломавшуюся ручку и ею и играет до сих пор, скользя ею по струнам как на слайд-гитаре.

[9] Камала Шанкар (род. 5 декабря 1966 года в Тамилнаде, Индия) – индийская классическая гитаристка. Шанкар является первой женщиной, которой присуждена музыкальная докторская степень по классу гитары. Камала брала уроки музыки с шести лет у своей матери, а позже продолжила обучение у известного классического вокалиста Чаннулала Мишра и маэстро ситара Бималенду Мукерджи. Она стала докторской стипендиаткой в индуистском университете в Бенаресе под руководством профессора музыки Гопала Шанкара Мишры (Gopal Shankar Mishra), а также получила степень бакалавра по классу вокала. Камала Шанкар, как и большинство классических индийских гитаристов, видоизменила свой инструмент. Взяв за основу дизайн гавайской гитары, она по собственным разработкам модифицировала инструмент под нужды исполнения индийской классики.

[10] Кала Рамнатх (родилась 29 мая 1967 года в Ченнаи, Индия) – виртуозная скрипачка, исполнительница индийской классической музыки в седьмом поколении. Она принадлежит к школе Мевати Гхарана (Mewati Gharana), наиболее известным представителем которой является Пандит Джасрадж (Pandit Jasraj). В североиндийской традиции скрипка до сих пор не получила такого же признания как в системе карнатик. Кала Рамнатх применяет новые скрипичные техники и силу собственной интерпретационной мысли, чтобы изменить ситуацию. Считается, что она совершила революцию в технике игры на скрипке, настолько приблизив этот инструмент к вокальной музыке, что после ее выступлений в престижнейших залах Нью-Йорка, Лондона и Сиднея в прессе её скрипку окрестили «поющей скрипкой» (The Singing Violin).

[11] Н. Раджам (род. в 1938 году в Ченнаи, Индия) – именитая индийская скрипачка, получившая несколько гражданских государственных наград Индии (в т.ч. в 1984 г. – Падма Шри, в 2004 г. – Падма Бхушан), а также в 2012 году – высшую награду в области исполнительских искусств от Сангит Натак Академии (Национальная индийская академия музыки, танца и драмы). Н. Раджам родилась в 1938 году в музыкальной семье в прибрежной части города Кочи – Эрнакулам, где расположен очень почитаемый храм Шивы Ernakulathappan. Отец скрипачки Видван А. Нараяна Айер был известным представителем южноиндийской классической музыки карнатик, а ее брат Т.Н. Кришнан – известным скрипачом. Раджам начала играть на скрипке в три года под руководством своего отца. В возрасте девяти лет она была уже профессиональным музыкантом, давая гастроли по всему миру. На протяжении почти 40 лет д-р Н. Раджам была профессором музыки в университете Banaras Hindu University, позже став деканом этого престижного ВУЗа. Среди ее учениц, достойно продолживших семейные музыкальные традиции, – дочь Сангита Шанкар, племянница Кала Рамнатх, внучки Рагини и Нандини Шанкар.

[12] Талвин Сингх (род. в 1970 году в Лондоне, Великобритания) – продюсер и композитор, известен созданием новаторского смешения индийской классической музыки и драм-н-бэйса. Сингха, как правило, связывают с электронным поджанром, называемым Asian Underground, а в последнее время с индийской или азиатской “электроникой”. Сотрудничал с целым рядом именитых музыкантов, включая Эрика Трюффа, Мадонну, Siouxsie and the Banshees, Björk и Massive Attack. В возрасте 16 лет Талвин Сингх переехал на историческую родину в Индию для того, чтобы заняться обучением классической индийской музыке под наставлением учителя игры на табла – Гурудева Лаксмана Сингха Джи (Gurudev Pandit Laxman Singh Ji). Уже к 1995 году Талвин создал новый музыкальный жанр, смешав сложнейшие мелодические структуры и мощную энергетику классической индийской музыки с электроникой UK jungle и drum’n’bass. Возглавляя культурный феномен известный как “The Asian Underground”, Талвин Сингх открыл легендарный Лондонский ночной клуб Anokha, привлекший в свое время D’n’B диджея LTJ Bukem, пионеров хип-хопа Africa Bambaata, такие революционные группы как Asian Dub Foundation и таких знаменательных певцов как Bjork – все они присоединились к Талвину в эпицентре потрясающего культурного эксперимента.

  • Официальный сайт Талвина Сингха: talvinsingh.com

[13] Нитин Соуни (род. в 1964 году в Лондоне, Великобритания) — один из самых талантливых и востребованных современных композиторов на мировой фьюжн-сцене. Этим творческий путь талантливого британца индийского происхождения не исчерпывается. Нитин к тому же еще – успешный продюсер, актер, ди-джей, автор сценариев и писатель. Он записал дюжину альбомов, десятки сборников и компиляций, саундтреки к более чем 40 фильмам и театральным постановкам. За свои достижения он был номинирован на Mercury Music Prize и стал обладателем множества премий (среди которых EMMA Award, BBC Asia Award, BBC Radio 3, UK Asian Music Awards, Muso Award и пр.). Его музыка сочетает в себе этнические мотивы (индийские, испанские, латиноамериканские) с элементами джаза, соула и электроники. Среди его музыкальных партнеров немало именитых музыкантов: Стинг, Брайан Ино, Пол Маккартни, Анушка Шанкар.

[14] Рудра-ви́на – разновидность ви́ны, старинный индийский щипковый инструмент с двумя большими резонаторами (тумбами), выполненными из особой разновидности тыквы и соединёнными грифом с прикреплёнными к нему ладами. Используется в музыке хиндустани. Другие разновидности вины:
• Сарасвати-ви́на (используется в карнатской музыке): имеет корпус-резонатор и дополнительный резонатор из тыквы, прикреплённый к грифу.
• Вичитра-ви́на (используется в музыке хиндустани) или читра-вина (в карнатской музыке): безладовая ви́на с двумя тумбами.

[15] Дхрупад – вокально-инструментальная форма (жанр) северо-индийской классической музыки (традиция хиндустани). Характеризуется величественностью и монументальностью. Тексты (религиозные, панегирические и др.) – преимущественно на санскрите. Дхрупад восходит к ведической эпохе, он вобрал в себя элементы музыки и поэзии бхакти. Упоминается в трактате второй половины XVI века Абу-л-Фазла «Аини-Акбари» («Установления Акбара»), развивался в творчестве музыкантов XVI века Тансена Миана и Свами Харидасы. Дхрупад сохранил значение норматива в современной практике музицирования и является обязательной стадией обучения северо-индийских музыкантов. Музыкальная структура дхрупада соответствует строению поэтического текста (присутствуют разделы стхайи, антара, санчари и абхог). Особенности ладомелодической модели (рага) раскрываются в протяжённом начальном разделе (алап), распеваемом в свободном метре на отдельные слоги. Вокальная партия исполняется обычно двумя певцами, поющими по очереди, подхватывая пение друг друга. Аккомпанирующие инструменты – двухсторонний барабан пакхавадж, струнные щипковые – танпура, иногда также рудра-вина. В XX веке дхрупад представлен главным образом в творчестве семейств Малик, Патак и Дагар. Дхрупад – это духовная, трансцендентальная музыка, направленная на достижение покоя и умиротворения. Традиционно правом исполнения в этом жанре обладали только мужчины, сегодня же в дхрупаде участвуют и женщины.

[16] Зиа Мохиуддин Дагар (14 марта 1929 – 28 сентября 1990) – представитель 19-го поколения музыкальной династии Дагар. Зиа Мохиуддин Дагар (также известный как Устад З.М. Дагар) родился в городе Удайпуре провинции Раджастан. Он обучался музыкальным основам индийской классики у своего отца, Устада Зиауддина Хана Дагара (Ustad Ziauddin Khan Dagar), служившего придворным музыкантом у правителя Удайпура. З.М. Дагар обучался параллельно искусству вокала и игре на рудра-ви́не. В то время рудра-ви́на чаще использовалась классическими музыкантами в качестве вспомогательного инструмента, дополняющего вокал. Молодой Зиа Мохиуддин решил изменить эту традицию и стал использовать рудра-вину как основной инструмент, впервые выступив с ним с сольной программой в 16 лет. Хотя при жизни отец и не рекомендовал сыну экспериментировать со структурой ви́ны, однако после его смерти Зиа Мохиуддин решил-таки видоизменить инструмент. Чтобы лучше приспособить рудра-ви́ну для индивидуальных выступлений, он существенно её преобразовал. Заручившись технической поддержкой музыкального дома Kanailal & Brother, З.М. Дагар увеличил не только длину бамбукового грифа ви́ны (для большего мелодического диапазона), но и величину и без того громоздких тыквенных резонаторов (для качественного звукоизвлечения более протяжных нот и более тонких микротональных модуляций). Из-за подобных модификаций инструмент получил название «ви́на Дагара». Кроме сольных концертов, проходивших в сопровождении тампуры (реже – пакхаваджа), Зиа Мохиуддин нередко давал концерты в дуэте с младшим братом, вокалистом Зиа Фаридуддином Дагаром (15 июня 1932, Удайпур, Индия – 8 мая 2013, Панвел, Индия), который после кончины брата стал музыкальным наставником для его сына Бахауддина Мохиуддина Дагара, ныне известного исполнителя на рудра-ви́не.

[17] Хиндустани — направление в индийской классической музыке, развившееся в северных районах страны. Она широко распространена как в Индии, так и в Пакистане и Бангладеш. Направление сформировалось на основе более ранней индийской музыкальной традиции в XIII—XIV веках и закрепилось при правлении Великих Моголов, испытав значительное персидское влияние.

[18] Хаял (Khyal / Khayal) — это более свободная, нежели дхрупад, форма классической вокальной северо-индийской музыки, основанная на импровизации. Этот жанр начинает формироваться на базе дхрупад под влиянием персидской музыки в XII-XIII вв.. Раги, исполняемые в жанре хаял, вначале проигрываются в медленном темпе, а затем в финале плавно переходят в быстрый. Хаял, традиционно исполняют на языке хинди или на урду, иногда на фарси, панджаби, маратхи.

[19] Тарана (Tarana) — это вокальный жанр, исполняемый в быстром темпе, который передает слушателям ощущение радости. Раги в жанре тарана как правило исполняют в конце концертов.

[20] Тхумри (Thumri) — полуклассический жанр музыки хиндустани, возникший в XIX в. в Лакхнау и Варанаси, характеризующийся чувственностью мелодий и романтичностью стихов.

[21] Каввали (Qawwali) — форма набожного суфийского песнопения, исполняемая преимущественно на урду и панджаби. Каввали была привнесена на территорию Индии из Персии в XIII в. Традиционно исполняется группой мужчин-вокалистов под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый хлопками в ладоши.

[22] Гхазал (Ghazal) или газель — популярная стихотворная форма лирической поэзии, исполняемая на урду под музыкальный аккомпанемент. Тематика газели вращается вокруг любви, мистицизма и религии. Газель сформировалась из персидской касыды, пришедшей в Персию из Аравии около Х в. Касыды обычно являли собой хвалебный стих (восхваление) в честь императоров и их знати. С приходом мусульман на территорию Индии в XII в. газель постепенно начинает занимать свою нишу в индийской поэзии. Впервые газель появилась на севере страны, где в то время исполнялась на фарси, официальном в то время языке. Позже она устойчиво закрепилась на юге, где стала исполняться на урду, широко применяемом в те времена языке в литературе. Музыкальное сопровождение газель получила лишь в XVIII-XIX вв. В то время газель ассоциировалась с царским двором, где исполнялась преимущественно таваиф (куртизанками). С упадком Могольской империи традиция исполнения газель претерпела изменения. В 1920-х годах, с развитием киноиндустрии газель стала более популярна не только в Индии, но и за границей.

[23] Ситар — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов. Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец. Название инструмента, вероятно, происходит от персидского «сетар» — прародителя многих струнных инструментов Востока.

[24] Сурбахар – это басовый ситар со всеми звуковыми и техническими возможностями ситара, с похожей манерой звукоизвлечения. Сурбахар буквально означает “мелодия весны”. Инструмент был впервые разработан Устадом Сахебдад Кханом (отцом Устада Имдад Кхана, основавшего знаменитую ситарную Имдадкхани или Этава Гхарану), чтобы помочь исполнителям на ситаре вопроизвести басовое звучание, близкое к рудра-ви́не. Глубиной своих вибраций, богатством обертонов, а также широким звуковым диапазоном в четыре октавы сурбахар способен подарить слушателю непередаваемый спиритический опыт.

[25] Братья Гундеча – Умакант и Рамакант Гундеча, известные во всем мире как вокальный дуэт Gundecha Brothers. Они являются признанными мастерами дхрупада. Умакант и Рамакант всегда поют вместе. Также вместе в 2012 году они были награждены одной из высших гражданских государственных наград Индии – Падма Шри в области искусства.

[26] Джугалбанди (буквальный перевод с хинди – «сплетенные близнецы») – дуэт двух солирующих исполнителей. Большая часть классической индийской музыки исторически была ориентирована на сольное вокальное исполнение. Инструменты, сопровождающие певца, как правило, осуществляют бурдонный аккомпанемент (танпура) и ритмическую поддержку (табла). Такая традиция преимущественно сохранялась вплоть до XX века, когда вместе с бумом индийской классической музыки на Западе наибольшую популярность снискало инструментальное исполнение. Западный триумф Рави Шанкара через его совместные выступления с Али Акбар Ханом также повлёк зарождение практики джугалбанди, до этого редко имевшей широкое распространение.

[27] Удай Бхавалкар – индийский классический вокалист традиции хиндустани. Он родился на западе индийского штата Мадхья-Прадеш в г. Удджайне, где каждые 12 лет при огромном стечении народа проходит ритуал Кумбха Мела. Пандит Удай Бхавалкар является одним из ярчайших представителей жанра дхрупад.

[28] Вассифудин Дагар – индийский классический вокалист, сын известного исполнителя Устада Насира Фаязуддина Дагара, виртуоза в стиле «дхрупад». В 2010 году Устад Вассифудин Дагар был награжден одной из высших гражданских государственных наград Индии – Падма Шри.

[29] Парвати Баул (родилась в 1976 году; имя при рождении Моусуми Париал) – яркая представительница древнейшей музыкальной традиции баулов, бенгальских менестрелей-мистиков. Баулами были и учителя Парвати, её гуру – Санатан Дас Баул (Sanatan Das Baul) и Шашанко Гошай Баул (Shashanko Goshai Baul). Помимо музыкальной традиции баулы известны своими синкретическими религиозными воззрениями, объединяющими разнородные вероучитеня и культы. Большинство баулов являются вайшнавами или суфиями. Первые упоминания о баулах можно встретить в бенгальских текстах XV века. Музыка баулов оказала огромное влияние на творчество Рабиндраната Тагора. Хотя баулы сравнительно немногочисленная группа, они оказали заметное влияние на культуру Бенгалии. В 2005 году ЮНЕСКО включило баулов в список Шедевров устного и нематериального культурного наследия.


Исполнитель: Bahauddin Dagar & Wasifuddin Dagar
Альбом: Vedanta
Лейбл: Sense World Music
Дата релиза: 14 сентября 2007


Исполнитель: Bahauddin Dagar
Альбом: Live From Darbar Festival
Лейбл: Sense World Music
Дата релиза: 11 сентября 2015


Bahauddin Dagar – Live at Bengal Classical Music Festival (2013)

Share.
Leave A Reply Cancel Reply